16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.90 / ₽ 8176
  • RTS1160.60
10 июня 2021, 19:08 Общество

Заключенные все-таки будут строить Байкало-Амурскую магистраль

Лента новостей

Они будут работать на второй ветке. Соглашение уже подписали. Привлекать к строительству будут на добровольной основе

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Обновлено в 22:12

Соглашение, по данным РИА Новости, уже подписали региональное управление ФСИН и «БамСтройМеханизация». Пока собираются привлечь только осужденных из хабаровских колоний для стройки второй ветки БАМа.

К этому долго шли все заинтересованные ведомства, и соглашение все же подписали. Предложил ФСИН, СК и Минюст выступили «за». Опросы россиян показали, что идея в целом поддерживается. Руководство ФСИН всячески пресекает все сравнения с ГУЛАГом и настаивает, что привлечение на работу заключенных будет сугубо добровольным.

По соглашению, будет организован специальный «исправительный центр». Недалеко от стройки второй ветки Байкало-Амурской магистрали, то есть участок будет не на территории тюрьмы. Условия там будут гораздо мягче, чем в обычных колониях, указывает член совета при уполномоченном по правам человека в Москве Михаил Сенкевич — он сам провел 19 лет в заключении.

Михаил Сенкевич член совета при уполномоченном по правам человека в Москве «Люди живут там даже как в общежитиях. И они не под конвоем. Во-первых, это способствует ресоциализации. Тем более это первая судимость. Рецидивистов они не будут брать на такое. И примерно, я так думаю, где-то статья такая была до пяти лет. А там все-таки это социализация какая-то, и могут семьи приезжать, и жить там, и встречаться, и что угодно. Государство выплачивает назначенный им процент».

Из того, что известно сейчас о проекте «исправительных центров», — а поправки в Уголовный кодекс о них внесли всего лишь полтора года назад — это будет такой трудовой лагерь: осужденные могут видеться с родственниками, посещать магазины, лечиться в больницах. Центр — не закрытая территория, но за осужденными сохраняется надзор.

А вот работа на БАМе предстоит тяжелая. По словам экспертов, технологии на железнодорожной стройке не менялись, и все примерно то же, что и 20, и 50 лет назад. Основная работа — на улице. Это прокладка шпал, работа молотом, лопатой, ломом. Ценится, как быстро забиваешь «костыль в шпалу», — о передовых технологиях говорить не приходится.

В 1980-х годах на прокладке Байкало-Амурской магистрали работал руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль. Говорит, в этом деле нужны «не мозги, а сноровка».

Константин Крохмаль руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» «Я вспоминаю свое студенческое время, ведь я же строил БАМ — это были 1983-1986 годы. Тогда мы из МИИТа отправлялись на строительство БАМа на месяц. И там как раз было разделение: мы строили одну ветку, а напротив шли рабочие-зэки. Платили очень хорошо, работали по 12-14 часов в день, и это был неквалифицированный труд. Я, например, на железной дороге угробил половину своего здоровья: шпалы, щебенка, лопатная работа. Кто-то приносил воду, кто-то шпалы и так далее. Тем же самым занимались и зэки. Возврат в советское время, я думаю, налицо. И главное, чтобы это было по свободной воле, не принуждение, потому что если начинается принуждение — идет ГУЛАГ».

Работать есть кому: как уверяет ФСИН, в Хабаровском крае есть осужденные с нужными специальностями. Сейчас осужденные с положительной характеристикой, отбыв определенный срок, имеют право подать ходатайство в суд для замены лишения свободы принудительными работами. В Хабаровском крае на работах уже заняты около 800 человек, еще более 2 тысяч заключенных имеют право подать ходатайство. И труд заключенных на Байкало-Амурской магистрали будет оплачиваться, как и любой другой. Как это происходит в колонии сейчас, комментирует ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Алексей Мельников.

Алексей Мельников ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы «Предприниматели заинтересованы в рабочей силе. Если предприниматель хочет открыть какое-то производство на базе колонии, туда заходит и, скажем так, на льготных условиях, может использовать официально по закону имеющиеся мощности, место и людей. При этом накладывается много обязательств в плане исполнения Трудового кодекса. Зарплаты есть у всех заключенных, кто где-либо вообще задействован на каких-либо должностях в колониях. Минимальная зарплата соответствует МРОТу — около 12 тысяч рублей».

Восточная часть Байкало-Амурской магистрали — стройка традиционно тяжелая. Те, кто клал там шпалы, вспоминают: комары, жара, топи, болота и лес вокруг. За возможные побеги переживать не стоит: по воспоминаниям очевидцев, даже банально в туалет сходить — уже можно заблудиться. Если бежать, то только по шпалам — больше некуда. Байкало-Амурская магистраль — это легендарный долгострой и важнейший маршрут для освоения Дальнего Востока, тем более что основная связующая магистраль — Транссиб — уже загружена на 100% и не справляется с грузопотоком. Помимо строительства второй ветки БАМ планируется расширить для пропуска тяжеловесных поездов. Объем новых инвестиций составит около 400 млрд рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию