16+
Воскресенье, 25 июля 2021
  • BRENT $ 74.19 / ₽ 5472
  • RTS1595.86
6 июля 2021, 13:42 Финансы

Доильный аппарат: зачем в России опять хотят повысить налоги. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

О том, что в правительстве обсуждают повышение налогов на 400 млрд рублей для финансирования «стратегических инициатив», ранее сообщили источники газеты «Ведомости»

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

В ситуации, когда российские власти в борьбе с новой вспышкой COVID-19 выбирают между принудительной вакцинацией, которая все равно неизбежно отстанет от грозных чиновничьих указов, и возможностью введения нового локдауна, когда бизнес, не успев выбраться из одного коронакризиса, явно входит в другой, правительство обсуждает новое повышение налогов. Происходит это потому, что в России до сих пор нет даже минимального контроля общества за тем, как используются его налоги.

Правительство называет это «донастройкой» налоговой системы в 2022-2024 годах и обсуждало ее на заседании своей бюджетной комиссии 1 июля. Цель «донастройки» — найти еще 400 млрд рублей, чтобы профинансировать «стратегические инициативы» и комплекс «новых прорывных проектов».

Как минимум три последних года на фоне кризиса в экономике и падения доходов населения российское государство повышает налоги или вводит новые без внятных объяснений и анализа их эффективности. Сначала с 1 января 2019 года с 18% до 20% была повышена ставка НДС. Таким образом бюджет, по объяснению уже прежнего российского правительства, собирался получить дополнительные 600 млрд рублей на реализацию приоритетных национальных проектов (хорошо бы еще понять, чем эти «приоритетные» отличаются от тех «прорывных», ради которых готовится новое увеличение налоговой нагрузки). Эффект от повышения НДС никто из правительства публично не анализировал — так и неизвестно, на что пошли эти деньги, какую именно пользу и кому принесло это решение.

Затем, прямо в разгар первого российского локдауна, было объявлено о введении 13-процентного налога на доходы с вкладов в размере от 1 млн рублей. Этот налог имеющие банковские депозиты на такую сумму россияне (под него попадает более половины всех депозитов в российских банках) впервые заплатят в 2022 году за 2021-й. Наконец, с 2021 года с 13% до 15% повышен подоходный налог на тех, кто зарабатывает от 5 млн рублей в год.

Среди новых фискальных инициатив кабинета министров — повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургической отрасли (должно принести более 100 млрд рублей в бюджет), расширение режима налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли (около 90 млрд рублей), введение акциза на сладкие безалкогольные напитки, а также возможность введения еще одного социального взноса, за счет которого будет финансироваться выплата пособий по безработице.

При этом в российской экономике есть масса проблем, но одной — нехватки денег у государства — точно нет. По данным Минфина, за январь — май 2021 года федеральный бюджет получил 9,319 трлн рублей налогов — 49,7% от годового плана. Сборы на месяц опередили график и выросли на 18% по сравнению с прошлым годом. Нефтегазовые налоги вернулись на уровни до начала пандемии — более 600 млрд рублей в месяц. И новые ограничения для бизнеса в России нефтянке не угрожают: мировые цены на нефть продолжают расти.

При этом государственные бюджетные расходы за первые пять месяцев 2021 года выросли лишь на 8,5%, или на 707 млрд рублей. В результате у правительства осталось 312 млрд рублей профицита, к которым добавилось 1,086 трлн рублей долга, привлеченного от размещения ОФЗ. Около 40% этих «свободных» средств — 594,5 млрд рублей — бюджет направил на скупку валюты для Фонда национального благосостояния, остаток размещен в банках на депозитах и по договорам репо. Общий объем государственных казенных денег на банковских счетах на 1 июня достиг 8,6 трлн рублей — абсолютный рекорд за все время наблюдений.

Еще можно было бы понять, если бы государство попробовало обосновать повышение налогов на небедствующие секторы экономики (тот же нефтегазовый) необходимостью экстренной помощи пострадавшим от пандемии бизнесам и гражданам. Но обсуждать в такой ситуации и при таких доходах государства повышение налогов ради «прорывных проектов» (как показывает практика, никто никогда не проверяет, что это были за проекты и какой такой прорыв удалось совершить, если это не очередной прорыв канализации), по меньшей мере не очень уместно.

Хорошо собирать налоги государство научилось. А вот эффективно тратить государственные деньги и не перекладывать ответственность за собственную неэффективность на бизнес и граждан — нет. Поэтому лучше не «донастраивать» налоговую систему, а настроить наконец систему контроля за расходованием государственных денег — прозрачную и понятную обществу. А то государство продолжает богатеть, люди — беднеть, но налоги почему-то все равно повышаются.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию