16+
Пятница, 10 мая 2024
  • BRENT $ 82.86 / ₽ 7637
  • RTS1178.02
6 июля 2021, 17:21 Политика

Лукашенко хочет ограничить транзит товаров через страну: «Надо принять все меры, чтобы они почувствовали, что такое Беларусь»

Лента новостей

Президент Белоруссии объявил об ограничении транзита товаров из Германии через республику. По его мнению, товары в Россию и Китай можно поставлять через другие страны. Как эта мера отразится на России?

Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко. Фото: Николай Петров/«Белта»/ТАСС

Обновлено в 19:14

Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил ограничить транзит товаров из Германии через Белоруссию. В Россию и Китай можно везти товары через Финляндию или Украину, заявил он. Фрагмент заседания с Лукашенко публикует телеграм-канал «Пул Первого»:

«Мы знаем, кто в Германии, в США и других европейских странах выступил против поставок комплектующих и узлов (основных двигателей, трансмиссии) против наших предприятий. Мы их знаем, у нас есть опыт, помните, Skoda, Nivea и так далее, мы им сказали: «Ребята, спасибо, до свидания. На белорусский рынок ни шагу — первое, второе — через Беларусь тоже ни шагу». Так надо поступить и с немцами, пусть через Финляндию в Китай и Россию поставляют свою продукцию или через Украину — там хорошие дороги. То есть надо принять все меры, чтобы они почувствовали, что такое Беларусь, и прежде, чем браться за экономическое оружие, думали».

Таким образом Лукашенко отреагировал на секторальные санкции ЕС против Белоруссии. В частности, на запрет на торговлю и транзит калийных удобрений и нефтепродуктов, запрет доступа белорусских банков на рынок Европы.

О том, может ли ограничение транзита через Белоруссию навредить России, журналисты спросили пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова:

— Здесь нужно разбираться. Белоруссия столкнулась с очень агрессивным поведением по отношению к стране, и понятно, что Белоруссии приходится очень тяжело. В этой связи все маршруты товаропотоков, здесь же и ЕврАзЭс, и двусторонние режимы (российско-белорусские) прорабатываются по линии правительств самым тщательным образом. Эти темы затрагивались в ходе недавнего телефонного разговора [президента России Владимира] Путина и Лукашенко. Здесь главное понимать, что все это следствие резких, с российской точки зрения, неоправданных, незаконных, с точки зрения международного права и всех норм международной торговли санкций в отношении Белоруссии.

— Не может ли ограничение транзита товаров повредить российской экономике?

— Безусловно, нарушение экспортно-импортных цепочек исключать нельзя. Это вопрос для очень серьезной работы по минимизации последствий подобных решений.

Реакция Кремля скорее говорит о том, что заявления Лукашенко с Москвой не согласовывались. Вряд ли президент Белоруссии воплотит в жизнь свои угрозы об ограничении транзита, считает политолог Георгий Бовт:

Георгий БовтГеоргий Бовт политолог, журналист «Все заявления Лукашенко в какой-то мере неожиданные, он фонтанирует заявлениями и фантазиями на этот счет, поэтому я не удивлюсь, если завтра он заберет свои слова обратно. Из его заявления не очень понятно: это уже распоряжение непосредственно начать ограничивать транзит, в том числе в Россию и Китай, или это угроза в случае новых гипотетических санкций, хотя трудно придумать что-то новое по отношению к тому, что уже есть. Лукашенко не посмеет реализовать эту угрозу и перекрыть транзит для России, это только до первого звонка Путина или до очной встречи с ним».

В ответ на санкции ЕС Минск отозвал для консультаций своего постпреда при Еевросоюзе и объявил о заморозке членства в «Восточном партнерстве. По словам Лукашенко, необходимо защитить белорусские предприятия, обеспечить импортозамещение и внутренний спрос.

Об альтернативных путях для логистических компаний рассуждает управляющий партнер компании «Инфра проекты» Алексей Безбородов:

Алексей Безбородов управляющий партнер компании «Инфра проекты» «На этом маршруте из Европы в Азию и из Азии в Европу, в основном из Германии в Китай и из Китая в Германию, в 2021 году будет перевезено транзитом более миллиона контейнеров. 50-60% из этого относится к торговле Китай — Германия, остальное — это Китай с остальными странами Европы. Проблема в том, что основной доход от этого получают российские компании и Российские железные дороги, хотя и у Белорусских железных дорог тоже доход немаленький. РЖД заработают в этом году около 2 млрд долларов выручки, Белоруссия должна была получить 1 млрд долларов. Непонятно, при чем тут белорусские предприятия в данной ситуации. Через Украину никто не пойдет, потому что там сейчас идет некоторое количество транзита, меньше 1%, но они совершенно негодные с точки зрения инфраструктуры. Есть поток через северо-запад, он растет. Петербургский порт может принять товар в больших объемах, но есть проблема морских ставок по Балтике, это будет определенным ограничителем. Сразу это не заменить, то есть одновременно ставятся под удар не десятки и не сотни, а тысячи людей с их зарплатами, доходами, налогами для России и так далее. Совокупная выручка всех предприятий на сегодняшний день, которые занимаются транзитом в России, приближается к 3,5 млрд долларов».

О том, как воспринимать заявления Александра Лукашенко, рассказал президент Научно-исследовательского центра Мизеса в Белоруссии Ярослав Романчук:

Ярослав Романчук президент Научно-исследовательского центра Мизеса в Белоруссии «Страна вложила миллиарды долларов в инфраструктуру, в логистику, в то, чтобы капитализировать, монетизировать транспортный, логистический потенциал, и сама себя его лишает. Как это можно назвать иначе? Германия служит источником высокотехнологичного оборудования и другой продукции. С помощью немецких товаров страны поднимают конкурентоспособность своих производств. Да, немецкие товары могут перемещаться через логистические компании в Россию и в Азию через страны Балтии, через Украину, но кто будет обслуживать и кто будет ездить по дорогам Белоруссии, если не будет товаров, которые Россия покупает в Германии, которые едут через Белоруссию? Поэтому это эмоционально, не подлежит никакой оценке с точки зрения здравого смысла, это продолжение той торгово-экономической войны, которая идет между ЕС и Белоруссией».

Белоруссия сейчас — самый дешевый транзитный путь из Европы в Россию и Китай. По Балтике путь будет дороже и дольше. С Украиной все еще сложнее. О том, как воспринимать заявления Лукашенко и что теперь делать с этим России, радиостанция Business FM побеседовала с профессором НИУ ВШЭ, ведущим научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексеем Портанским:

— Это действие с его [Александра Лукашенко] стороны абсолютно неприемлемое, я бы даже сказал, наглое, и оно не отвечает нормам межгосударственных отношений и особенно отношений внутри Евразийского экономического союза. Лукашенко в данном случае забыл или намеренно закрыл глаза на то, что Белоруссия — член Евразийского экономического союза, существует единая таможенная территория. Он должен был, обязан по крайней мере посоветоваться сначала с Москвой. Разумеется, он этого не сделал. Это видно из заявления Пескова.

— Как это решение отразится на самой России, насколько это проблема для страны, возможно ли организовать, как говорит Лукашенко, транзит через Украину?

— Для России это будет в любом случае ущерб, потому что цепочки поставок отрабатываются годами. Теоретически это возможно и морем, может быть, даже через Финляндию. Водный путь дешевле. Если поехать сейчас по Минскому шоссе, можно увидеть таможенные склады, прочие сооружения, это все привязано к цепочкам поставок. Поэтому сразу все обойти и учредить другой путь сложно, это связано с огромными затратами и потерей времени.

По словам Лукашенко, продажи белорусской продукции на европейском рынке никогда не были большими, особенно у тех предприятий, которые попали под санкции. Ряд комплектующих, которые ранее Белоруссия закупала в ЕС, по мнению президента Белоруссии, производятся в странах бывшего СССР и в Китае. «Надо просто шевелиться и переориентироваться», — заявил Лукашенко.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию