16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.59 / ₽ 8243
  • RTS1186.79
10 июля 2021, 18:52 Политика

Еще больше отчетности. Закончился мораторий для НКО-иноагентов

Лента новостей

Теперь они обязаны раскрывать источники финансирования своих спонсоров. Но понимания, как и где брать запрашиваемую Минюстом информацию, у фондов как не было, так и нет

Фото: pressmaster/ru.depositphotos.com

Вступил в силу приказ Минюста о новом порядке отчетности для НКО-иноагентов. Согласно документу, фонды должны рассказывать об источниках средств своих спонсоров вне зависимости от того, пришли деньги из России или из-за рубежа.

Приказ Минюста появился в 2018 году, и на необходимость такой отчетности в итоге был наложен мораторий. Фонды обращались к Владимиру Путину за поддержкой. Они отмечали, что информация об источниках финансирования может быть коммерческой тайной. К тому же жертвователи не обязаны отчитываться перед НКО и не несут никакой ответственности за предоставление недостоверной информации.

Как теперь выполнять требования ведомства, остается загадкой, говорит глава фонда «Общественный вердикт», который признан иностранным агентом, Наталья Таубина:

Наталья Таубина глава фонда «Общественный вердикт» «Как с этим быть, пока не очень понятно, и как вообще людей принуждать делиться такого рода информацией, тоже непонятно. Как оно будет дальше на практике происходить, трудно сказать, но есть надежда или какие-то оптимистичные мысли: все-таки пожертвования собираются через краудфандинговые платформы, управлением которых, как правило, занимаются юридические лица, соответственно, организации на свой счет уже получают средства от юридического лица. И получается о людях, во-первых, у нас нет сведений, они нам не жертвовали, во-вторых, мы средства получаем от юридического лица, и нам только нужно будет выяснить это юридическое лицо, имеет или нет иностранное финансирование, если имеет, то какова его природа. Пока те краудфандинговые платформы, с которыми мы взаимодействуем, готовы предоставить нам соответствующие письма в зависимости от того, какая у них ситуация».

После встречи с НКО и более детальной проработки вопроса в марте 2021 года министерство юстиции, как писал «Коммерсантъ», дало разъяснения: «Если у НКО нет открытых данных о финансовых потоках жертвователей, эту информацию нет необходимости указывать в формах отчетности».

Какую цель на самом деле преследует Минюст и какой порядок действий предстоит НКО-иноагентам, предположил председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе:

— У Минюста стоит задача контролировать денежные потоки, чтобы иностранные агенты не финансировались через подставных лиц. Иноагенты теперь обязаны подтверждать источники средств своих жертвователей. Это фактически нереально. И посоветовать можно только одно: либо прекращать деятельность, либо переходить в плоскость судебных споров, объясняя невозможность предоставления отчетности тем, что юридическое лицо, получившее финансы, не обязано это делать, должна существовать какая-то презумпция. Но здесь, скорее всего, все упрется в непонимание со стороны судебной системы, и ситуация будет патовая. Мы возвращаемся к пункту номер один. Иначе можно столкнуться с тем, и, скорее всего, в реальности они столкнутся с тем, что чиновники будут выносить предписания и запрещать деятельность. Это, на мой взгляд, такая цивилизованная форма запрещения деятельности. Вроде бы не запрещено, но условия создаются такие, что работать невозможно.

— То есть у НКО особых вариаций того, что можно сделать, нет?

— На мой взгляд, нет. Но разве что получать пожертвования только от кристально чистых жертвователей, которые будут прилагать к пожертвованиям документы о происхождении денежных средств. Причем даже в этом случае НКО должно доверять, потому что функциями контролирующего и проверяющего органа она не наделена. Точно так же можно прекратить действие любой организации, загнав ей деньги с неизвестного источника. Это приведет либо к блокировке счета, либо к подвешиванию этих денежных средств и к дополнительным длительным проверкам.

Отчетность и ранее была непростой для благотворительных фондов, чей административный штат совсем невелик. С нововведениями деятельность всех НКО-иноагентов без привлечения к административной ответственности остается под большим вопросом.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию