16+
Пятница, 2 января 2026
  • BRENT $ 60.67 / ₽ 4746
  • RTS1114.13
10 марта 2010, 16:52 Спорт

Министр Мутко признал чужие ошибки

Лента новостей

Виталий Мутко перечислил сегодня причины неудачного вступления российских спортсменов, среди которых нашлось место для некоторой самокритики и обвинений в адрес тренерского штаба

Виталий Мутко. Фото: РИА Новости
Виталий Мутко. Фото: РИА Новости

Виталий Мутко перечислил сегодня причины неудачного вступления российских спортсменов, среди которых нашлось место для некоторой самокритики и обвинений в адрес тренерского штаба. Но пока не ясно как будет построена новая система подготовки выдающихся спортсменов. И очевидно, что за оставшееся до начала игр в Сочи время ее не создать даже суперчиновникам.

Выступление сборной России на Олимпиаде в Ванкувере не соответствует «ни ожиданиям общества, ни инвестициям, ни вниманию, которое уделяется спорту», заявил министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко на заседании президиума коллегии ведомства в среду.

Министр констатировал очевидное — результаты Игр являются крайне неудовлетворительными. «Сегодня ответственность министерства и моя личная, всех сотрудников штаба, тех, кто руководит подготовкой команд, должна быть проанализирована, и должны быть сделаны организационные и кадровые выводы», — отметил министр.

При этом он отметил, что «программы подготовки к Играм в федерациях были утверждены еще 4 года назад, и последние 1,5 года они только корректировались». «Не буду отрицать — мы допустили ошибки», — признал министр, уточнив, что говорить надо не только об ошибках министерства, но и спортивных федераций.

Речь, по его словам, идет об ошибках в подготовке, в подборе игроков, в психологической устойчивости, и не исключено, что в этом ряду стоит и неправильный подбор тренеров. Поэтому необходимо проанализировать итоги Олимпиады и сделать правильные выводы, «а кое-кому нужно самокритично дать себе оценку».

«Но я бы не хотел огульных обвинений, поиска крайних. Хочется, чтобы оценка была здоровой и выдержанной. Нам нужно разобраться в причинах», — констатировал министр

Он подчеркнул, что в современном мировом спорте очень возросла конкуренция. «26 стран завоевали медали на этой Олимпиаде, 19 — получили золотые. Это говорит о том, что в последние годы мировые державы рассматривают спорт высших достижений как мерило социально-экономического развития, как элемент единения нации», — казал Мутко, подчеркнув, что из 15 зимних видов спорта и 86 дисциплин, представленных на Олимпиаде в Ванкувере, Россия конкурентоспособна лишь в пяти видах и 30 дисциплинах. «Так о каком лидерстве может идти речь!» — воскликнул министр, перечислив в числе тех дисциплин, подготовку по которым в России «прозевали», сноуборд, шорт-трек, фристайл.

Чиновник считает, что необходимо срочно усилить подготовку спортсменов по тем дисциплинам, которым в России пока не уделялось должное внимание, а каждому региону необходимо подготовить программу развития спорта, поскольку роль регионов в подготовке спортсменов очень велика. Для этого необходимо усилить внимание к урокам физкультуры в школе, которым, по его мнению, необходимо отвести три часа в неделю.

Системный провал в Ванкувере, с точки зрения министра, должен стать стимулом для того, чтобы «срочно и системно» развернуть подготовку к Олимпиаде в Сочи. «Уже в апреле мы должны иметь скорректированную программу подготовки к Сочи, — отметил он. — При этом нужно понимать, что чудес не произойдет. Чтобы вырастить олимпийского чемпиона, нужно 6–8 лет. Поэтому нам нужно четко и последовательно подготовиться на базе того, что мы имеем. А также серьезно задуматься о системе управления спортом».

Затронул он и тему допинга, рассказав, что во время Игр в Ванкувере ему довелось встретиться «с руководителями всех международных федераций». «Имидж у нас — мама не горюй, — огорченно посетовал Мутко. — Мне приходилось рассказывать им, что борьба с допингом — это приоритет в нашей государственной политике, что мы разрабатываем соответствующий закон, планируем ввести административную ответственность».

По словам Мутко, в первую неделю Олимпиады 18% всех допинг-проб, взятых на Играх, принадлежало российским атлетам. «На вторую неделю у нас брали 8%, а в третью нас почти не контролировали», — сообщил министр, сделав вывод, что такие результаты заставляют поставить вопрос о компетенции тренерского состава сборных. «Либо мы ошибаемся с тренерами, либо они не умеют готовить спортсменов без всяких запрещенных субстанций», — заметил он.

Тем временем министерство продолжит проводить мероприятия в рамках плана подготовки к летней Олимпиаде 2012 года в Лондоне. «На следующей неделе мы уже договорились, что по Лондону собираем штаб по подготовке», — подытожил Мутко, заключив, что итоги Олимпиады в Ванкувере и подготовка к Олимпиаде в Сочи «не должны затмевать подготовку к Лондону».

Замдиректора Центра спортивного менеджмента (МФПА) Сергей Нечувилин неоднозначно оценивает вступление министра. «Если оценивать выступление Виталия Мутко как политика, то, наверное, он во многом прав. Но почему эти правильные выводы никто не сделал до Ванкувера, и как, самое главное, за месяц, к апрелю сделать на их основе системные изменения в подготовке к Олимпиаде — это не понятно. Это физически не реально воплотить в жизнь», — заявил BFM.ru специалист.

По его словам, те 6–8 лет, о которых говорит Мутко как о сроке, необходимом для подготовки олимпийского чемпиона, крайне недостаточны. «На подготовку спортсмена олимпийского уровня со времени его прихода в спортивную школу уходит от 10 до 15 лет. Наверное, говоря о меньшем сроке, министр имел в виду тех спортсменов, которые уже «попали в обойму» и находятся в Олимпийском резерве, — комментирует Сергей Нечувилин. — Но проблема в том, что даже за 6–8 лет мы не подготовим таких спортсменов к выступлениям на высшем уровне, так как у нас полностью отсутствует спортивная фармакология, медицинское и материальное обеспечение и современные методики подготовки. Спортивная медицина и фармакология российскому спорту в наследство от СССР не достались, и только 6–8 лет уйдет на заимствование современных технологий, которых у нас сейчас нет.»

Так, специалист напомнил, что российские лыжники до сих пор катаются по склонам, тогда как австрийцы уже давно готовятся к соревнованиям в аэродинамических трубах. Ярким примером он посчитал и подготовку игроков в канадском хоккее, где каждый спортсмен имеет так называемый дневник здоровья объемом более 200 страниц. В этом дневнике подробно расписано, какие силовые упражнения и сколько калорий какой пищи должен принимать спортсмен с учетом его комплекции и других особенностей, чтобы постоянно находится в наилучшей форме. В России же тренировки носят характер коллективной подготовки, когда группа спортсменов выходит и делает одинаковый набор упражнений и т. д.

Сергей Нечувилин отметил, что затрагиваемая в выступлении министра проблема допинга совершено неправомочно рассматривается как зона ответственности преимущественно самого спортсмена. «Спортсмен не является специалистом в этой сфере. В списке запрещенных примерно 600 средств и препаратов, и спортсмен не может их все знать. Поэтому он не может и не должен контролировать их прием. Это удел тренерского состава и спортивных медиков», — считает Сергей Нечувилин.

Не вполне корректным является и перекладывание ответственности на тренеров за неудачи спортсменов, так как тренер — это всего лишь наемный сотрудник, которого подбирает управленческий штаб или федерация. Но дело в том, что в России нет современных технологий, нет и их носителей в лице тренерского состава, и таких людей невозможно подготовить за краткие сроки.

Ярким примером в этой связи является футбол, который наиболее быстро сейчас коммерциализируется в России. Здесь заимствование и импорт новшеств идет наиболее быстрыми темпами. «Вот пришел Гус Хиддинк и со своими методиками выжал из команды максимальный результат. Его можно критиковать, но сейчас он уходит и совершенно не понятно, кто придет ему на смену», — сетует Сергей Нечувилин.

Поэтому проблема заключается не в персональном подборе тренерского состава, а носит более комплексный характер, заключается в том, что в России отсутствует современная система спортивной подготовки, которую придется создавать практически с нуля. Это не подразумевает кадровые перестановки туда-сюда. Речь идет о новой системе подготовки и 6 лет, о которых говорит Мутко, уйдет только на то, чтобы принести в Россию искомые технологии мирового уровня.

«Пока можно сделать вывод, что Олимпиада в Сочи нами тоже потеряна», — заключил Сергей Нечувилин.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию