16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.32 / ₽ 8229
  • RTS1178.69
21 октября 2021, 07:50 Недвижимость

Прибайкальские регионы. Часть I: туристическая инфраструктура — крупный план

Лента новостей

Две стороны туризма на Байкале. С одной стороны, Бурятия и Иркутская область — регионы, которые привлекают инвестиционные проекты по развитию туристической отрасли. С другой стороны, звучат призывы ограничить поездки на Байкал и бронировать их заранее, как номера в отелях

Фото: Валерия Мозганова/Business FM

Вот ведь любопытно: по итогам Национального туристического рейтинга 2020 года, Иркутская область среди самых привлекательных регионов России заняла 13-е место, лихо проиграв не только Москве и Санкт-Петербургу, но и Приморскому краю и Республике Башкортостан, а Бурятия в первую двадцатку не попала вообще. В этом октябре, подводя промежуточные итоги уже 2021 года, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе снова отметила, что Иркутская область входит в топ-12 самых популярных регионов страны, снова назвала цифры, демонстрирующие, что обе столицы, Крым, Краснодарский край, Калининградская область, Республика Татарстан стоят в рейтинге заметно выше, и снова обошла вниманием Бурятию.

Между тем кого ни спросишь: «Где бы ты хотел побывать / побывать еще раз?», сто человек из ста называют Байкал и минимум десять из ста говорят кто о Восточных Саянах и Иволгинском дацане, кто о Витимском заповеднике и Шумакских источниках. Кажется, поддержи немного развитие инфраструктуры, и Иркутская область и Бурятия, оттолкнувшись от скалистых байкальских берегов, совершат туристический взлет, какой никому и не снился. Если бы все было так просто…

Байкал, у которого все есть и которому всего не хватает

Как отмечает директор инициатив по развитию туризма, экологии и климату Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова, по оценке агентства RAEX, ежегодно составляющего рейтинг инвестпривлекательности российских регионов, Республика Бурятия и Иркутская область имеют высокий инвестиционный потенциал в сфере туризма. Понятно, что занимать 14-е и 15-е место регионам позволяет прежде всего выгодное географическое положение, уникальное природное наполнение и отчасти формирующиеся правовые и институциональные условия, направленные на помощь в запуске и развитии нового бизнеса.

«Но динамика изменений по Иркутской области более заметна, и размер инвестиций, о которых идет речь, более значителен. В частности, по данным Росстата, инвестиции крупных и средних предприятий в сектор гостеприимства в Иркутской области за 2017-2020 годы выросли почти в три раза, достигнув 1 млрд рублей за год. В Бурятии объем инвестиций значительно ниже: 5-10 млн рублей в год», — отмечает Ольга Захарова. По мнению эксперта, оба региона, очевидно, настроены на плотное взаимодействие в рамках развития макрорегиона Байкал, особенно в области туризма.

«Интерес к прибайкальским территориям растет, потому что здесь туристическими продуктами можно воспользоваться круглогодично: до пандемии турпоток на Байкал стабильно увеличивался на 3-4% ежегодно», — подчеркивает Ольга Захарова.

Оценки эксперта подтверждают в Министерстве туризма Республики Бурятия, по статистике которого за первое полугодие 2021 года в регионе побывали 166,5 тысячи организованных туристов, что на 85,6% больше, чем годом ранее (впрочем, это неудивительно, если вспомнить, каким «запертым» было время с января по июнь 2020 года). Всего за этот год в Бурятию должны приехать 286,6 тысячи человек, пусть только на 3%, но больше, чем в прошлом году. И если бы не все эти гостиничные ограничения, да иностранные туристы никуда не исчезали, да цены чуть пониже, да инфраструктура чуть более зрелая — прибавка была бы куда более существенной.

Что касается Иркутской области, то, по региональным подсчетам, в первом квартале 2021 года здесь приняли 480 тысяч туристов, что на 278 тысяч человек больше, чем в доковидном 2019-м. А к 2024 году, если решить задачи по развитию не только байкальского, но и в целом внутреннего туризма, турпоток может вырасти до ежегодных 3 млн человек.

Ольга Захарова директор инициатив по развитию туризма, экологии и климату Агентства стратегических инициатив «Основные барьеры развития отрасли туризма — низкая инфраструктурная обеспеченность, ограничения природоохранного законодательства, отсутствие прозрачного реестра доступных земельных участков и понимания предпринимателями региональных стратегий развития туристических территорий, реализуемых органами государственной власти. Развитие макрорегиона Байкал, безусловно, требует комплексного подхода и межведомственного взаимодействия. Решением данных вопросов уже занимается корпорация «Туризм.РФ», и в ближайшее время предпринимателям будут предложены различные форматы и новые ниши для инвестиций, а также понятные и прозрачные правила. Это, на мой взгляд, даст мощный импульс отрасли туризма в обоих регионах».

Согласно региональной статистике, пока вклад туризма в ВРП не слишком велик и в Иркутской области, и в Бурятии. Однако для макрорегиона Байкал, одного из 11 макрорегионов национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», запланировано создание единого мастер-плана с дальнейшим развитием туристической, транспортной, инженерной, гостиничной инфраструктуры, что должно обеспечить куда более высокую доходность туристической сферы.

В частности, 19 июля 2021 года подписано соглашение о долгосрочном взаимодействии правительства Республики Бурятия и АО «Корпорация Туризм.РФ». «В рамках реализации данного соглашения корпорация осмотрела участки, предложенные для развития туристической инфраструктуры, и концепция данного развития была представлена 1 октября на совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко», — рассказали Business FM в Министерстве туризма Бурятии.

О будущем прибайкальских территорий шла речь и на недавнем Road Show «Потенциал развития объектов туризма в макрорегионе Байкал», где глава Бурятии Алексей Цыденов и глава Иркутской области Игорь Кобзев презентовали инвестиционный расклад в своих регионах. Экопоселок с апартаментами «Альпийская деревня», «Городская коммерческая зона на территории архитектурно-этнографического музея «Тальцы», «Мальта — туристический археологический кластер», «Туристско-рекреационный кластер «Остров Siberia», «Санаторий «Таежный», «Международный этнокультурный центр «Байгал», «Арт-резиденция «Халгай», многофункциональная туристско-развлекательная зона отдыха в районе Боковской протоки на берегу Ангары — это еще не все проекты, представленные Иркутской областью, которая, по словам Игоря Кобзева, делает ставку на организованный туризм и, стало быть, на масштабные инвестиции.

А Алексей Цыденов подробно рассказывал, например, о развитии горнолыжного курорта на склонах горы Мамай на Байкале. «Через полгода здесь появится правовая основа для того, чтобы можно было строить, тогда мы сможем говорить об этом более уверенно. Сегодня здесь наиболее перспективная с точки зрения горнолыжного развития площадка. Бурятия — это красиво, это интересно, это вкусно, это полезно и это, безусловно, выгодно. Инвестируйте в Бурятию, вам понравится», — заявил глава республики.

Кстати, в рамках Road Show Алексей Цыденов и директор «Курортов Бурятии» Батор Цынгуев подписали соглашение, которое предполагает реализацию инвестпроекта по развитию и модернизации старейшего в республике курорта «Аршан» в Тункинском районе. Проект рассчитан на 2021-2030 годы, общий объем инвестиций составит около 1,6 млрд рублей. А на состоявшемся в начале сентября Восточном экономическом форуме было подписано другое соглашение: о строительстве оздоровительного комплекса на территории курорта «Горячинск» на берегу Байкала; общий объем инвестиций составит 1,3 млрд рублей.

В сентябре свой интерес к Байкалу обозначил ВЭБ.РФ: РБК со ссылкой на собственные источники в корпорации сообщило о планах по созданию на южном берегу озера, рядом с закрытым в 2013 году целлюлозно-бумажным комбинатом, курорта мирового уровня. Стоимость проекта оценивается в 161 млрд рублей: сумма включает строительство курорта, экогорода, центра водных ресурсов и экотехнологий, а также демонтаж и рекультивацию площадки БЦБК, ликвидацию накопленного экологического вреда на территории полигонов, инженерные коммуникации, в том числе для энергообеспечения города, жилую застройку и так далее.

Наконец, 30 сентября Ростуризм завершил прием заявок от банков на создание туристической инфраструктуры в рамках программы льготного кредитования. Напомним, что речь идет о строительстве новых или реконструкции старых отелей и санаториев минимум на 120 номеров или о возведении многофункциональных комплексов с отдельной составляющей. Льготные кредиты будут предоставляться инвесторам на срок до 15 лет под 3-5% годовых, а Ростуризм будет субсидировать 20 уполномоченным банкам сумму в размере ставки рефинансирования. Всего на программу до 2024 года выделено почти 19 млрд рублей, а объем выдачи кредитов за этот период, по оценкам Ростуризма, может составить 200 млрд рублей.

По словам замглавы ведомства Елены Лысенковой, которую 5 октября процитировал «Интерфакс-туризм», «на текущий момент подано более 50 заявок, и еще минимум 50 инвестпроектов находятся на рассмотрении у банков. Победители станут известны до конца октября, до конца года будет объявлено следующее окно. Кроме того, сейчас идет проверка документов, и в конце следующей недели станет понятно, на какую сумму были поданы инвестпроекты». На момент подготовки материала Ростуризм не смог предоставить конкретные списки, однако никого не удивит, если и в них прибайкальские проекты будут занимать особое место. По крайней мере, в «Сбере», не раскрывая имен, Business FM подтвердили: среди проектов, которые банк подал в Ростуризм, такие были.

Почему бы не развернуть понаехавших

Словом, на байкальских берегах намечается настоящее инвестиционное пиршество: крупные и средние инвесторы пытаются собрать в кучку глаза, которые явно разбегаются при взгляде на уже заявленные и только обещанные строительно-инфраструктурные возможности Байкала, девелоперы прикидывают, чем будут перешибать конкурентов в борьбе за контракты. Кто-то, очевидно, постарается призвать на помощь административный ресурс, кто-то — предыдущий опыт, кто-то — новые технологии. На форуме регионов России «Развитие туристской инфраструктуры», состоявшемся в Москве, «Терра Тех» (дочерняя компания холдинга «Российские космические системы», входящего в госкорпорацию «Роскосмос») и консорциум LABT заключили соглашение о сотрудничестве в области комплексного развития территорий и мастер-планирования с использованием передовых космических сервисов. Соединение больших космических данных «Терра Тех» и градостроительного подхода и анализа консорциума LABT позволят им совместно создавать решения, которые станут инновационными в деле развития территорий и привлечения инвестиций. А одним из основных фокусов работы станет как раз туристическая отрасль.

И тут в общем радостном хоре начинают сначала негромко, а потом все сильнее и сильнее звучать другие голоса. Пару лет назад на вручении национальной премии «Культурное наследие» глава музейного комплекса «Потаенная Россия» Алексей Швецов, много лет работающий над сохранением и развитием Плеса, сказал, что «сегодня малые исторические города приходится защищать одновременно и от запустения, и от слишком пристального внимания: иногда федеральные деньги и приходящие вместе с ними компании-инвесторы падают на город, как град, губя на своем пути все живое».

Оценивая инвестиционные перспективы Байкала, примерно о том же говорит Ольга Захарова. «При таком форсированном развитии очень важно не потерять ДНК территории и оставить простор для движения малого и среднего бизнеса. Современный турист ищет необычные впечатления и яркие эмоции, а это отлично умеют делать малые и средние предприниматели, которые следят за трендами и могут быстро адаптироваться к изменениям», — считает эксперт.

Мало того, перед регионами, природные зоны которых сегодня испытывают повышенную антропогенную нагрузку, проще говоря, массовое нашествие туристов, в полный рост встали экологические проблемы. «Туриндустрия — меня это пугает. Не надо индустрии! Это палка о двух концах: массовый турист часто убивает то, что любит. Поэтому на Западе определение «массовый», по сути, синоним слова «разрушительный», — делится своими опасениями глава Ассоциации самых красивых деревень и городков России (АСКДР) Александр Мерзлов.

Как рассказывает TourDom.ru, уже прозвучал призыв создать народные дружины для защиты природы от туристов, которые действительно убивают «живые» достопримечательности. Автор инициативы — ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Юрий Воронов, который в интервью «Российской газете» предложил жителям регионов взять дело в свои руки: поставить везде видеокамеры и заставить путешественников платить штрафы. Одни называют народно-дружинный посыл дилетантским, законодательно противоречивым, даже неконституционным, но другие все равно его поддерживают, считая, что надо же с чего-то начинать.

Кстати, в августе на заседании комиссии по экологическим правам СПЧ при президенте России знаменитый российский хоккеист и посол доброй воли ООН Вячеслав Фетисов фактически выступил против Ростуризма, призывающего организовывать больше туров на Байкал и даже разработавшего специальную чартерную программу в Бурятию. «Потихоньку развивать туризм. Не толпами отдыхать на Байкале, чтобы там вытаптывали все подряд, а именно для того, чтобы дать природе восстановиться, а потом постепенно развиваться. Без природы, без экологии туризма там не будет», — пояснил свою позицию Вячеслав Фетисов.

Поддержавшая его член СПЧ Наталья Евдокимова предложила ввести муниципальное ограничение на посещение туристами Байкала. По словам эксперта, в ближайшее время должна быть создана определенная система допуска туристов: фактически поездку на озеро предлагается бронировать так же, как номер в отеле. Да и курирующий туризм вице-премьер Дмитрий Чернышенко согласен, что «одной из основных задач на Байкале является снижение антропогенных нагрузок на уникальные природные территории за счет плавного перехода от дикого туризма к цивилизованному». Правда, с почти безумными по своим масштабам планами развития и застройки прибайкальских территорий подобные намерения и заявления как-то плохо вяжутся.

Но в обсуждении перспектив дальнейшего развития регионов все вышесказанное — только одна сторона вопроса, а есть и другая. Профессионалам отрасли хорошо знакомы рассказы о том, как Золотое кольцо России перетягивает на себя все туристическое внимание и весь инвестиционный поток, фактически лишая многих возможностей соседние города, не входящие в «рыжий список»; например, Углич постоянно сталкивался с этой проблемой, пока 7 марта 2018 года сам не стал участником проекта «Золотое кольцо России». И история повторяется: «священный Байкал» настолько притягателен для реализации федеральных амбиций, дает или по крайней мере обещает инвесторам такой творческий простор и финансовый размах, что до всего остального они чаще всего не дотягиваются не то что деньгами, а даже помыслами. Хотя и в Иркутской области, и уж конечно, в Бурятии есть, чем увлечься и насладиться, помимо Байкала, при всем к нему уважении.

«30 сентября председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о присуждении премий в области туризма за 2021 год. В частности, награжден проект «Бурятия — больше чем Байкал», направленный на продвижение региональных туров. И это в первую очередь сельский и этнографический туризм, — конкретизируют в Министерстве туризма Бурятии. — Очень популярны этнокомплексы «Степной кочевник» и «В гостях у семейских», получившие федеральную премию в области туризма. Перспективны туры по маршруту «Великий чайный путь» (Кяхтинский, Селенгинский, Кабанский, Иволгинский районы и город Улан-Удэ)».

Сельский туризм, который в этом году обрел статус законодательно закрепленного направления, для прибайкальских регионов — вообще тема особая. Это еще раз доказал осенний автотур «Магический Байкал» — очередная совместная экспедиция Ассоциации самых красивых деревень и городков России, Россельхозбанка и компании Wallet One. Один партнерский проект, два новых члена АСКДР — село Посольское и улус Хойто-Гол, три наметившихся пути развития сельского туризма и многочисленные мнения людей, которые имеют к нему самое непосредственное отношение, — следующий поворот сюжета. ​

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию