16+
Суббота, 27 ноября 2021
  • BRENT $ 80.57 / ₽ 6092
  • RTS1589.38
29 октября 2021, 13:15 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Сегодня подводим итоги за три квартала года. К главной цифре: погрузка на железной дороге за этот период выросла на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Главный вклад, как обычно, внес каменный уголь. Сейчас в России, и в Евросоюзе активно обсуждают применение этого топлива. Не будем вмешиваться в дискуссию по поводу экологических аспектов. Факт остается фактом: за девять месяцев отгрузка угля выросла более чем на 8%. Всего за этот период отгружено почти 277 млн тонн и большая часть ушла по экспортным направлениям как в Азию, так и в Европу. Об этом рассказал президент Института развития транспортных систем Александр Синев.

Александр Синев президент Института развития транспортных систем Экспорт через порты составляет 140 млн тонн. Через порты Дальнего Востока — 70 млн, половина. Прирост по дальневосточному рынку составил 9% к уровню 2020 года, но интересно заметить, что по отгрузкам на европейские рынки и по югу России также заметна положительная динамика. Так на порты северо-запада прирост составил 13%, а в направлении южных портов — 67%. Такая динамика погрузки на рынки, с которых, казалось бы, уголь должен уходить, обусловлена тем, что переход на «зеленую экономику» действительно не может быть осуществлен форсированно. И происходит такой переход с учетом стоимости альтернативных видов топлива.

Отметим, что растут экспортные погрузки не только угля. Увеличились перевозки — через наши морские ворота — железной руды — на 21,6%, удобрений — на 13%, леса — на 4%, черных металлов — почти на 9%. Следующий важный груз — нефтеналив. У него — плюс 2,6%. Цифра показательна на фоне того, что в России в конце осени завершается речной навигационный период, то есть можно ожидать дальнейшего роста погрузки нефти и нефтепродуктов. Да и цифра сама по себе показательна. В сфере перевозки этих товаров большая конкуренция. В то же время за отчетный период добыча нефти практически не росла, отмечает наш собеседник.

Это произошло на фоне того, что добыча нефти практически не росла. За девять месяцев прирост составил всего 0,1%. А по первому полугодию произошло отставание погрузки. Но это отставание было обусловлено объективными факторами, связанными с наличием ограничений ОПЕК по количеству экспорта. Но отставание погрузки на экспорт было компенсировано ростом отгрузки для внутреннего потребления. В итоге мы вышли по девяти месяцам на положительный результат. Это говорит в том числе и о том, что между железнодорожным транспортом и предприятиями, которые окружают эту номенклатуру грузов, происходит процесс технологической оптимизации, то есть обеспечивается ритмичная подача подвижного состава, применяется гибкая тарифная политика.

Добавим, что в сентябре погрузка нефтиналива подросла на 11% по сравнению с сентябрем 2020 года. И, по некоторым данным, рост погрузки продолжился в октябре. Теперь перейдем к строительному сектору. Тут погрузка, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, снизилась на 3,5%. Но, есть два важных момента. Во-первых, — эффект высокой базы. Прошлый год вошел в историю как период повышенного внимания властей страны к строительству автодорог. Во-вторых, как мы рассказывали ранее, в отдельных регионах погрузка стройматериалов растет. Это те субъекты, где активно развивается программа по реализации нацпроектов. Все закономерно, объясняет наш эксперт.

Здесь имеется эффект высокой базы, которая была достигнута в 2020 году в связи с форсированным выполнением национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Тем не менее, по отдельным регионам отмечается рост погрузки строительных грузов в связи с реализацией масштабных проектов, например, строительства автомагистрали Москва — Казань. Необходимо заметить, что правительством Российской Федерации принято решение о выделении 287,7 млрд рублей для реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в течение ближайших трех лет. Поэтому здесь мы ожидаем сохранения объемов, как минимум, погрузки.

Отдельно уделим внимание контейнерным перевозкам. Здесь уже привычный двузначный рост — больше 13%. А по некоторым номенклатурам — промтовары, станки, двигатели — прибавление около 30%. Главный рекорд поставило зерно. Рост погрузки урожая в контейнерах вырос больше, чем в три раза. К тому же, выросли транзитные перевозки в контейнерах, а, напомним, что это самый удобный и современный способ доставки грузов.

Традиционно положительную и красивую, я бы сказал, динамику демонстрируют перевозки грузов в контейнерах. Прирост к прошлому году составил 13,2%. Лидерами по росту отправки в контейнерах являются промтовары, металлоизделия, станки и двигатели. Основную номенклатуру груза составляют лесные грузы и химикаты, здесь динамика составило 10% к уровню 2020 года. Ну, и самые красивые цифры нам демонстрирует транзит.

За прошедший период этого года перевезено уже 780 тысяч транзитных контейнеров. За год, при такой динамике, результатом может стать 1 млн. И это будет абсолютным рекордом для «Российских железных дорог». Последим за развитием событий. В конце ноября вновь обсудим статистические данные, которые уже будут близки к общим итогам года. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию