16+
Среда, 8 декабря 2021
  • BRENT $ 75.18 / ₽ 5542
  • RTS1654.68
2 ноября 2021, 08:01 Недвижимость

Если ты задолжал «умному» дому

Лента новостей

Может ли «умный» дом помочь в борьбе с должниками, которые не платят за ЖКУ? Эксперты Business FM предложили несколько способов адаптации «умных» технологий для решения этой проблемы

Фото: depositphotos.com

Современные технологии могут помочь рынку недвижимости, его игрокам и их клиентам… да практически в чем угодно могут помочь: от выбора квартиры и оформления ипотечного кредита до управления зданием и отдельными его элементами с помощью разнообразных смарт-систем.

«На наших глазах несколько трендов в разных сферах, причем на различных технологических и правовых уровнях, с разной скоростью и мотивацией, сходятся в одной точке, — рассказывает генеральный директор компании Gaskar Group Игорь Афанасьев. — Похоже, в ближайшие годы технологии «умного» дома, BIM-проектирования в строительстве и «цифровых двойников» в эксплуатации зданий органически станут частью единой экосистемы. И тот факт, что такая экосистема формируется естественным образом, а не по инициативе одной корпорации, дает нам основания смотреть на ее будущее с оптимизмом. Здесь переплетаются самые разные интересы: от собственников и управляющих компаний до поставщиков ресурсов и органов государственной власти».

Первый круг ассоциаций с «умным» домом — это, конечно, различные бытовые удобства, интернет вещей, датчики движения и протечек, холодильник, заказывающий молоко, и колонка, включающая «плейлист дня». Однако, как считает Игорь Афанасьев, у такого дома очень поверхностный «ум», увязывающий различные необязательные мелочи.

«На мой взгляд, куда больше звания «умный дом» заслуживает здание, которое целиком управляется на основе «цифрового двойника». В диспетчерской службе управляющей компании есть полная детализированная модель всего объекта, на которой при помощи тысяч датчиков отображается вся важная информация: давление в трубах на разных этажах, работа и положение лифтов, состояние вентиляции, пожарной сигнализации и так далее», — уверен эксперт.

Тогда вопрос: а может ли «умный» дом — тот, который по-настоящему умный, — помочь в борьбе с должниками? Есть ли у управляющих компаний новомодные рычаги воздействия на тех, кто забывает или по разным причинам осознанно не платит за ЖКУ?

Чтобы признать, что проблема должников никуда не делась, а только набирает обороты, достаточно нескольких цифр. «За первый квартал 2021 года долги за ЖКУ в России выросли до 1,33 трлн рублей, что почти на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам 2020-го показатель был равен 1,29 трлн рублей, 2019-го — 1,18 трлн рублей, сообщили в Росстате. Во время пандемии собираемость платы за ЖКУ с населения снизилась, в некоторых регионах — до 60%. Рост долгов связан с сокращением доходов физических и юридических лиц, отметили в ассоциации управляющих компаний (УК) НП «Национальный жилищный конгресс». В Минстрое сообщили, что платежная дисциплина граждан в прошлом году снизилась до 94,7% с 96% в 2019-м», — писала газета «Известия» летом этого года.

«Накопленная просроченная задолженность перед организациями ЖКХ, несмотря на отмену моратория на штрафы за несвоевременные платежи, к концу апреля 2021 года, по данным Росстата, достигла 460,8 млрд рублей — рекордного уровня с начала наблюдений. За год показатель вырос на 6%, или на 28 млрд рублей. Рост к тому же периоду допандемийного 2019 года составил 21%», — отмечало РБК.

Оставим в стороне традиционный вопрос о том, кто виноват, поговорим о том, что делать. Всем все простить и все долги списать — вариант реалистичный как завтрашнее прибытие звездолета из галактики Андромеды. Дополнительная поддержка определенных категорий потребителей в виде рассрочки платежей, отмены пеней и так далее — сценарий более понятный, как и периодически звучащее предложение снизить региональные нормы максимально допустимой доли доходов семьи на оплату ЖКУ, но тут регионам с их ограниченными бюджетами самим не справиться, нужна федеральная помощь. Вызвать всех неплательщиков в суд и разбираться с ними там — слишком ресурсозатратно для самих ресурсоснабжающих организаций, пытающихся вернуть долги физлиц. В общем, «умная» помощь не помешала бы.

Если речь идет о людях, которые периодически попадают в списки должников, потому что «ой, забыл!» или «елки, не успел!», тут выход довольно простой, считает директор по развитию компании «Управление и эксплуатация недвижимости «Эталон» Елена Вазюлина.

Елена Вазюлина директор по развитию компании «Управление и эксплуатация недвижимости «Эталон» «Управляющая компания группы «Эталон» использует цифровые каналы взаимодействия с собственниками, в том числе и в целях снижения дебиторской задолженности. Компания активно развивает технологии онлайн-оплат, ежемесячно рассылает информационные сообщения о возможностях онлайн-оплаты текущей и просроченной задолженности как в мобильном приложении «Мой Дом Эталон», так и в личном кабинете на сайте. Такой канал дает возможность оперативно реагировать на появление задолженности, своевременно уведомлять собственников об этом, напоминать о периодах передачи показаний индивидуальных приборов учета и так далее. Также у нас внедрена возможность онлайн-оплаты через активную ссылку, которую собственник может получить любым удобным способом: через почту или СМС-уведомление. Все это в совокупности позволяет повышать и комфорт жителей, и качество сервиса, предоставляемого управляющей компанией».

Клиенту удобнее все контролировать и оплачивать, поэтому задолженность в итоге меньше. Все абсолютно логично. Кроме того, как отмечает Игорь Афанасьев, действительно умная система, установленная в ЖК или офисном центре, с одной стороны, повышает прозрачность процессов и контроль за действиями самой УК, а с другой стороны — дает возможность управлять коммуникациями в отдельных помещениях, в том числе отключать неплательщикам воду или электричество в одно нажатие кнопки прямо из диспетчерской.

Игорь Афанасьев генеральный директор компании Gaskar Group «Прозрачность и видимость формируют совсем иное отношение к ответственности: добросовестные собственники будут видеть, по чьей милости и сколько они переплачивают по показаниям общедомовых приборов учета. С другой стороны, система позволит находить компромиссные выходы из конфликтов. Живой пример: в столичном апарт-комплексе одни покупатели сделали ремонт и заселились, а другие приобрели недвижимость в инвестиционных целях, чтобы сохранить сбережения или позже перепродать с выгодой. Но пока они там не живут, у них нет никакой мотивации платить за отопление этих помещений по счетчикам, они просто перекрыли вентили и, например, уехали за границу. В результате зимой температура в таких апартаментах снижается настолько, что соседи, с которыми есть общие стены, вынуждены больше тратить на отопление, чтобы сохранить комфортные для жизни условия. А тарифы для апартаментов существенно выше, чем для квартир. Цифровая система эксплуатации могла бы перевести этот конфликт в здоровый компромисс, если на уровне собрания собственников и управляющей компании, а еще лучше на этапе вручения ключей от застройщика есть решение, что во всех помещениях должна поддерживаться какая-то минимальная температура. УК может мониторить ситуацию с датчиков, при необходимости подавая в пустующие помещения тепло, но ровно столько, чтобы ни инвесторы, ни собственники обитаемых апартаментов не платили лишнего».

А самый, пожалуй, радикальный, но очень современный и наверняка действенный способ борьбы с хроническими неплательщиками предлагает операционный директор компании «Домиленд» Татьяна Волчкова.

Татьяна Волчкова операционный директор компании «Домиленд» «Один из эффективных способов борьбы с должниками — использование мобильных приложений. Конечно, через них управляющие компании могут отправлять пуш-уведомления с напоминаниями о платежах, плюс жильцы могут оплатить счета онлайн и при желании подключить автоплатеж. Если у собственников нет возможности забрать бумажные счета в почтовом ящике, то через мобильное приложение они способны проверить их в любой момент. Особо злостным неплательщикам УК может заблокировать определенные сервисы, например ограничить выдачу пропусков до момента погашения задолженности».

Как подчеркивает Татьяна Волчкова, такая практика полностью законна, потому что у жильца всегда остается возможность реализовать свои права в офлайн-режиме — получить пропуск по старинке в домоуправлении. Но согласитесь: для современного человека проще погасить все задолженности на свете, чем хотя бы на день стать в собственном доме цифровым изгоем.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию