16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 85.86 / ₽ 7950
  • RTS1127.64
13 ноября 2021, 11:43 Политика

Си Цзиньпин получил титул «кормчего» по аналогии с Мао

Лента новостей

Соответствующую резолюцию приняла Коммунистическая партия КНР. За что председатель Си удостоился такой почести и что от него ждать в новом статусе?

Фото: EPA/ТАСС

Председатель КНР Си Цзиньпин получил титул «кормчего китайского возрождения». Об этом стало известно по итогам шестого пленума Коммунистической партии Китая, на котором она одобрила «историческую резолюцию», пишет Reuters. Ранее кормчим в Поднебесной называли только Мао Цзэдуна.

«Гигантское судно китайского возрождения обрело нового кормчего» — этими словами один из членов Коммунистической партии Китая Цзян Цзинцюань описал новый статус ее председателя Си Цзиньпина. Политик стал третьим идеологическим теоретиком страны после Мао Цзэдуна и Дэна Сяопина. От всех них ждали собственной стратегии по тому, как страна будет развиваться в ближайшие десятилетия, свою историческую резолюцию. Если у Мао это был путь к победе новодемократической революции, у Дэна — начало социализма с китайской спецификой, то Си продолжит развивать китайский социализм в новую эпоху. Ключевое слово здесь — «продолжит».

Нынешний глава КПК пришел к власти в 2013 году и с тех пор запомнился рядом радикальных реформ. Самой яркой из них стала борьба с коррупцией под лозунгом «ловить как тигров, так и мух». Кстати, с тем же рвением боролся с мухами, крысами и воробьями в свое время Мао Цзэдун, чтобы защитить урожай.

Что касается антикоррупционной политики, то по ее следам в Китае были наказаны более 1,5 млн человек, отмечает заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН Сергей Луконин.

Сергей Луконин заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН «То, что у него идет ужесточение в политике, началось не сегодня. Это началось с момента прихода к власти. Понятно, что он начал укреплять свою команду, имидж Коммунистической партии Китая. Понятно, что он запустил антикоррупционную кампанию, которая как раз на самом деле повлияла очень серьезно на улучшение имиджа Коммунистической партии Китая среди обычного населения. И даже если он не останется еще на один срок (для Китая традиционным считалось два срока подряд и не более), то он все равно сможет контролировать определенную сферу политической жизни Китая, и контролировать его дальнейшее развитие, и оказывать влияние на принятие решений того лидера, который будет, например, вместо него».

В новом статусе Си Цзиньпин продолжит и другие свои начинания. Например, по части надзора за гражданами. Год назад The New York Times выяснила, что приложение Alipay Health Code для отслеживания ковид-больных делилось личными данными с полицией. По мнению СМИ, когда пандемия закончится, это приложение может стать новой формой цифровой диктатуры.

Список пополнился и войной с финтех-гигантами. Особенно не повезло основателю ретейлера Alibaba Джеку Ма, которого не только обложили штрафом почти в 3 млрд долларов, но и запретили одной из его компаний выйти на перспективное IPO.

Кроме того, борются китайские власти с криптовалютой и финансовыми блогерами. В стране уже запрещен майнинг, а брокерам не разрешается нанимать финфлюенсеров без лицензии.

Свои мысли Си Цзиньпин занес в объемный однотомник с собранием сочинений, который теперь будет настольной книгой как для госслужащих, так и для школьников. Но это теория, а что будет делать Си на практике? Отвечает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.

Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ «От Си Цзиньпина прежде всего ждут объяснение того, как Китай будет развиваться дальше. Экстенсивный рост закончился, и Китай привык к тому, что китайцы регулярно наращивали свой ВВП на душу населения, и люди сильно разбогатели, но произошло замедление. Теперь требуется объяснение, как развиваться дальше и по каким параметрам. Например, вопрос с Тайванем. Казалось бы, решение проблем близко, и Си Цзиньпин много раз говорил о недопустимости сепаратизма Тайваня, но возникает вопрос: а дальше что? Неужели война, неужели силовое присоединение? И как будет развиваться Китай в области высоких технологий? Другой момент — как будет Китай противостоять давлению США».

Если говорить про преемственность поколений, то хоть Си Цзиньпин и поставил себя в один ряд с Мао Цзэдуном, о знаковой для страны фигуре он вспоминать не любит. В 40-ю годовщину со дня смерти вождя глава Китая во время пресс-конференции ни разу не упомянул о великом кормчем. Да и может ли у страны быть сразу два солнца?

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию