16+
Понедельник, 6 декабря 2021
  • BRENT $ 70.14 / ₽ 5178
  • RTS1668.26
12 ноября 2021, 23:49 Компании

Клиенты Mouzenidis Travel могут остаться ни с чем

Лента новостей

Сейчас компания проходит процедуру банкротства. Но денег у нее слишком мало для выплаты всем пострадавшим туристам ощутимых сумм, заявил Российский союз туриндустрии

Фото: Фото: mouzenidis-travel.ru

История с крахом Mouzenidis Travel вновь подняла проблему организации страхования туристов. Российское подразделение греческого турхолдинга 12 ноября объявило о невозможности выполнить свои обязательства перед клиентами и партнерами.

По информации Ростуризма на март 2020 года, у компании есть обязательства перед 27 тысячами россиян, которые заплатили около 18 млн евро (большинство туров были куплены еще в 2019 году). Деньги были переведены в греческий офис и исчезли — их не получили ни отели, ни авиакомпании. Продажа туров от компании закрылась в июне. Решить эту проблему за счет переносов оплаченных туров не удалось.

Глава компании Борис Музенидис приезжал в Россию, чтобы найти компромисс, но заболел ковидом и умер. Греческие офисы Mouzenidis Travel закрылись, сотрудники не отвечают на звонки, местные власти не проявили интереса к урегулированию долгов перед россиянами. Греческие СМИ сообщают об общем долге компании перед зарубежными партнерами в 100 млн евро и судах.

В пятницу, 12 ноября, после известия об окончательном крахе туроператора Российский союз туриндустрии констатировал, что выплаты по страховке пострадавшим будут символическими. Общая сумма страховых гарантий российского Mouzenidis — чуть больше 50 млн. Еще 3 млн — резерв в фонде персональной ответственности. А подтвержденный долг — 18 млн евро.

Обычно в такой ситуации деньги делятся поровну на всех, кто подаст заявки, либо в процентах от стоимости тура. Но в любом случае это будут символические деньги. Порой туристы за такими суммами не приходят, потому что надо заполнить очень много бумаг, чтобы получить даже 2 тысячи рублей.

Но даже эти деньги смогут вернуть только те, кто покупал пакетные туры, а не отдельную услугу — например, отель, трансфер или визу. По закону риски за такие отдельные приобретения несут сами туристы. И их обычно около половины от всех пострадавших, отмечает директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.

Александр Осауленко директор ассоциации «Турпомощь» «На что можно рассчитывать? Сегодня на этот вопрос вряд ли кто-то ответит, потому что на сегодняшний день, как показывает практика, очень сложно определить моментально, кто покупал комплексные туры, а кто покупал отдельно взятые услуги. Как правило, это выясняется после того, как начинают обрабатывать пакеты документов для формирования реестра неисполненных обязательств. Сразу могу сказать из практики предыдущих ситуаций, что комплексный турпродукт — это, как правило, менее половины пострадавших, поэтому сегодня говорить о каких-то цифрах достаточно сложно».

Вот что об алгоритме получения страховой компенсации рассказывает исполнительный директор ассоциации «Альянс туристических агентств» Наталья Осипова:

— Я думаю, что через пять дней можно будет обратиться в свое турагентство, которое уже будет знать требования страховой компании, то есть какие документы необходимо будет оформить туристу для подачи заявления в страховую компанию. Турагент всегда проконсультирует своего туриста и поможет оформить документы.

— Смогут хоть какие-то деньги вернуть?

— Хоть какие-то смогут.

Ситуации, когда массовые финансовые потери туристов в разы больше компенсаций, возникали и раньше. По закону туркомпании обязаны страховать риски в размере 5% от оборота. Но пандемия привела к череде банкротств в секторе и увеличила риски для самих страховщиков. В таких условиях страховые все более неохотно сотрудничают с туристическим сектором, говорит руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по страхованию ответственности туроператоров Юлия Алчеева.

Юлия Алчеева руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по страхованию ответственности туроператоров «Сосчитали 5% от оборота, оказалось, что ущерб в несколько раз выше, — таких случаев, к сожалению, больше. На сегодняшний день мы уже понимаем, что этот вид страхования все более и более проблемный и рисковый. Количество страховщиков, кто готов дальше заниматься этим риском, сокращается стремительно. А что делать в случае, если не будет предложений на страховом рынке? А этот инструмент так или иначе на сегодняшний день в законе присутствует».

ВСС как вариант предлагает западный опыт: идею создания глобального гарантийного фонда, в котором будет участвовать и государство, и куда будут идти отчисления с каждого проданного тура. А для прозрачности рынка страховщики предлагают скорее принять законопроект об электронных путевках.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию