16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.05 / ₽ 8146
  • RTS1174.73
13 ноября 2021, 16:20 Политика

Татарстан отказывается переименовывать президента республики в главу

Лента новостей

Этого хочет федеральный центр, подготовивший законопроект о региональной публичной власти. Он уже рассматривается в Госдуме, но Казань не согласна и готовит поправки

Казань, Татарстан.
Казань, Татарстан. Фото: depositphotos.com

Татарстан выступил против упразднения названия должности «президент республики», которого требует федеральный законопроект о региональной публичной власти, принятый на этой неделе в первом чтении Госдумой.

Всего депутаты Татарстана подготовили 20 поправок ко второму чтению проекта федерального закона о публичной власти в регионах. Предложения будут рассмотрены Госсоветом республики (парламентом), после чего их внесут в Госдуму. Ранее татарстанский Госсовет дал отрицательный отзыв на документ.

Татарстан — единственный российский регион, глава которого называется президентом. С 2010 года этот пост занимает Рустам Минниханов. Почему для местных властей так важно сохранить должность президента, нужно ли это?

Мнение казанского политолога, академика Российской академии политнауки Владимира Беляева:

Владимир Беляев политолог, академик Российской академии политнауки «Название, конечно, надо отменять. Нигде в мире, ни в одной федерации не называются президентами главы субъектов. Это заявка на равенство России и Татарстана; рядом, но не вместе, и, стало быть, это заявка на сепаратизм. Они постоянно говорят о том, что не надо отменять, что нужно сохранить титул президента. Зачем? Это же не реальные права. Нужно реальные права иметь, а это только через бюджетный федерализм возможно».

Особых бонусов от переименования глав регионов федеральный центр не получит, считает политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

Михаил ВиноградовМихаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Для руководства Татарстана спор о новом законопроекте имеет несколько измерений. Первое — психологически значимое для политической традиции Татарстана — показ собственной государственности, собственных наименований первого лица, и значимость этого недооценивается на федеральном уровне. С другой стороны, особых бонусов от переименования российская власть не получает, как она не получала бонусов от переименования президентов республик в глав в других регионах. Это чисто психологическая история, не приносящая политических результатов. Второе измерение для Татарстана — необходимость консультации с региональными республиканскими элитами по ключевым вопросам того, что называется федерализмом, федеративным устройством в отношении с центром и регионами. Ну и, наконец, третье — символически Татарстан, давший одну из самых высоких цифр за «Единую Россию» на выборах в Госдуму, исторически дающий в копилку действующей власти всегда большой процент голосов, конечно, заинтересован показать, что он получил от этого некие политические и административные преференции. В случае публичного конфликта Казань, конечно, выиграет, как она выигрывала и прошлые споры, потому что в открытый спор с Татарстаном никто идти не готов, особенно если это будет выноситься на уровень первых лиц. В рамках такой интриги, конечно, интересно посмотреть, сумеют ли лоббисты нового законопроекта протащить ограничения притязаний Татарстана без вовлечения первых лиц, без символических уступок со стороны федералов и так далее».

В законопроекте есть гораздо более значимые вещи, чем унификация названий глав регионов, говорит эксперт Института гуманитарно-политических исследований, политолог Владимир Слатинов:

Владимир СлатиновВладимир Слатинов эксперт Института гуманитарно-политических исследований «Вообще, сама идея понятия системы публичной власти, которая введена в конституцию и которая расшифровывается в этом законопроекте Клишаса — Крашенинникова, — это фактически идея легализации и придания некоего законного статуса тому, что мы называем вертикалью власти. И здесь, конечно, ключевым является не название, а например, фактически отдаваемое полностью на откуп президенту право удалять их от должностей по формулировке «утрата доверия». Кроме того, мы видим, что президент даже получает право объявлять выговор губернатору. И, наконец, сама идея единых сроков и единой системы названий — это тоже отражение унификации, централизации и унитаризации фактически всей системы власти. Взамен главы получают определенный бонус — это отмена ограничений по двум срокам. Это тоже важный момент, он отражает текущие политические потребности Кремля, потому что есть проблема Собянина, есть проблема того же Минниханова, есть проблема Воробьева. И, как я понимаю, существует некий негласный размен символической должности президента на право баллотироваться на третий срок. Но отмена обязательности сроков губернаторов вовсе не значит, что у нас не будет ротации губернаторского корпуса. Кремль отказывается от неких обязательных императивных ограничений на сей счет. То есть кто-то получит возможность баллотироваться и на третий, и даже на четвертый срок, но при этом сама идея ротации, замен, подготовка кадрового резерва и направление его в регионы не просто не отменяется, она укрепляется».

В Госдуме ранее заявляли, что не будут менять законопроект из-за критической позиции Татарстана. Глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что в Думу поступило более 80 заключений на законопроект и единственный отрицательный отзыв на документ отправил Татарстан.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию