16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
9 декабря 2021, 16:36 Политика

Путин: необходимы системные меры для борьбы с нарушением прав заключенных

Лента новостей

На заседании СПЧ правозащитница подняла вопрос о пытках в колониях и призвала добавить в УК соответствующую статью. Президент России отметил, что Совет Федерации уже приступил к работе по внесению изменений в законодательство

Владимир Путин.
Владимир Путин. Фото: пресс-служба президента России/kremlin.ru

Обновлено в 18:40

России нужны системные меры для борьбы с нарушением прав заключенных, заявил Владимир Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, отвечая на вопрос правозащитницы Евы Меркачёвой. Член общественной наблюдательной комиссии Москвы в своем выступлении подняла сразу несколько резонансных тем, но начала именно с вопроса о пытках:

Ева Меркачёва: «Этот год многим запомнился сообщениями о пытках, и не просто сообщениями, а страшными, шокирующими кадрами видео, которое облетело интернет. На рассказы о пытках в той же Саратовской ОТБ-1 никто не реагировал до получения видеосвидетельств. Даже когда все документировалось и дела возбуждались, обычно они заканчивались ничем. Лишь в единичных случаях, когда дело доходило до суда, на скамье подсудимых были только исполнители, и они получали условные сроки. Неотвратимость наказания — это единственный сдерживающий фактор. Должна быть наказана вся цепочка: пытавшие, давшие на то указания и прикрывавшие. То есть все, включая начальника следственного органа, руководителя ИВС, СИЗО или колонии, прокурора и согласившегося с отказом в возбуждении уголовного дела следователя. В связи с этим прошу поддержать инициативу о внесении изменений в УК о появлении отдельной статьи — «пытки». Прошу поручить, чтобы все дела о пытках расследовались центральным аппаратом СК, это очень важно, потому что если на уровне регионов такие дела пытаются расследовать, они обычно заканчиваются ничем».

Владимир Путин: «Спасибо большое, вопрос, безусловно, очень важный. И, конечно, я [следил] за тем, что происходит, за этой информацией, и нужно внимательно с этим разобраться. Центральный аппарат контролирует и проводит следствие предварительное по вопросам, которые стали известны и которые сейчас рассматриваются в рамках возможных уголовных дел. Здесь, конечно, я с вами согласен, нужны системные меры, которые эту ситуацию меняли. Но и все, что вы перечислили, безусловно, подлежит самому внимательному рассмотрению, и после этого рассмотрения принятию. Хотел бы вас проинформировать, что, во-первых, Совет Федерации уже начал работу на внесение изменений в законодательство, закрепляющих само понятие состава преступления — пытки. Такая работа идет. Во всяком случае она в Совете Федерации поднята, и над этим работают».

Меркачёва говорила о проблеме переполненных СИЗО. В том плане, что аресту очень часто подвергаются люди, обвиняемые в экономических преступлениях, люди, которые могли бы и должны были бы ожидать суда на свободе. Правозащитница призвала пересмотреть эту практику. Президент согласился с тем, что такая проблема есть, и пообещал, что над этим вопросом тоже будет проведена работа.

Главный редактор газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев затронул тему закона о СМИ-иноагентах. Основная претензия — закон даже не обсуждался с профессиональным сообществом:

«Без всякого предупреждения выносится: ты иноагент. Никто ничего не объясняет. Причем это делает Минюст. Ни Роскомнадзор, ни те ведомства, которые работают постоянно со СМИ и знают нашу специфику, а именно Минюст. Также мы не понимаем, может быть имеет смысл — уж если выдвигаются эти действительно жесткие требования — чтобы было судебное заседание и суд выносил бы соответствующее решение по иноагентам. Также, может быть, имеет смысл сначала выносить предупреждение о том, что будет такое решение по иноагенту, а затем, если нарушения не исправляются в течение, предположим, трех месяцев, то тогда принимать соответствующее решение. Это практически не обсуждается в этом законе и нет никаких возможностей по порядку обжалования. Даже преступник, совершивший убийство или какие-то жесткие преступления, и тот может обжаловать через юридические возможности это решение. Здесь этого не предусмотрено».

Гусев привел несколько примеров, когда журналист едет в командировку за границу и живет в отеле, который оплачивает принимающая сторона и по действующему закону, — за это уже можно получить статус иноагента. Или когда журналист, уже признанный иноагентом, обязан сопровождать соответствующим предупреждением даже фото в соцсети, на котором этот журналист украшает елку. Примеры президент назвал перегибом, предложение обсудить закон с профессиональным сообществом — поддержал, но добавил, что это тонкий вопрос:

«Конечно, эти примеры, которые вы привели сейчас, являются комичными, и совершенно избыточная реакция, на которую обратили внимание, она очевидна. Конечно, то, что вы сказали, на это следует обратить внимание, в том числе и то, как документ создавался, а именно, что он не обсуждался с профессиональным сообществом. На это нужно не только обратить внимание, но эту работу нужно обязательно провести. Но в то даже время, Павел Николаевич, вы же знаете, как к нашим СМИ относятся за границей? Их объявляют иноагентами. И их вызывают в суды, их вызывают на допросы, им грозит тюремное заключение за неявку. Нам нужно обеспечить и свободу слова, нам нужно обеспечить в известной степени неприкосновенность тех людей, которые обращают внимание на изъяны нашего общества, несовершенство нашего государственного аппарата и системы, без всякого сомнения. Нам нужно только защитить себя от возможного вмешательства в наши внутренние дела со стороны. Нам нужно защитить себя от того, чтобы кто-то использовал какие бы то ни было инструменты внутри России для того, чтобы достигать своих целей, не имеющих ничего общего с нашими интересами. Вот о чем идет речь. Конечно, тонкая работа такая. И что касается СМИ, здесь нужно действовать очень аккуратно. Поэтому я с вами согласен, давайте мы вернемся к этому, с профессиональным сообществом поработаем и придем, насколько это возможно, к согласованным решениям. Я думаю, что мне нет необходимости сейчас вдаваться в детали, мою позицию вы хорошо знаете, я сейчас попробовал еще раз ее сформулировать, по этому пути и будем идти вместе».

В рамках этой же встречи глава СПЧ предложил выдавать QR-коды переболевшим с высокими титрами антител. Комментируя вопрос о перспективах внедрения QR-кодов на транспорте, президент заявил, что до принятия таких мер следует убедиться в готовности к этому всей системы.

Сам законопроект о QR-кодах, по словам Путина, носит рамочный характер и требует дополнительной проработки в регионах.

В повестке встречи — также вопросы проблем мигрантов, перспективы принятия закона о профилактике домашнего насилия, проблемы бездомных, защита персональных данных россиян и ряд других.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию