16+
Воскресенье, 19 мая 2024
  • BRENT $ 84.00 / ₽ 7643
  • RTS1211.87
12 декабря 2021, 23:43 Политика

Донбасс, НАТО, Украина: тайная дипломатия против широкой демократии. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Тайная дипломатия еще имеет некоторый шанс перед как бы «широкой демократией», и если первая не преуспеет, то все неприятные для Москвы решения будут оформлены по второму варианту, отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Владимир Зеленский после телефонного разговора с Джо Байденом выразил надежду, что благодаря Америке появится еще одна площадка переговоров по вопросам безопасности на Украине. При этом Зеленский считает нужным сохранить и «нормандский формат». Президент республики не исключил возможность прямых переговоров с Владимиром Путиным, поскольку «видит поддержку этого направления со стороны и европейских партнеров, и США». Он также высказался насчет проведения референдума по Донбассу. Чего ждать после таких заявлений?

После двухчасовых видеопереговоров Путина и Байдена начался активный обмен заявлениями со всех сторон. Состоялась и полуторачасовая беседа по телефону Байдена с Зеленским. В ходе которой, насколько можно судить, президент США не только уверил украинского коллегу в поддержке территориальной целостности Украины со стороны Америки, а также в том, что вопрос о членстве в НАТО «должен решать украинский народ» и члены самого альянса, но и попытался убедить в надобности все-таки пойти на определенные уступки по Донбассу — в части предоставления ему автономии.

Это и указано в Минских соглашениях, но в Москве и Вашингтоне, а также в Киеве читают написанное по-разному. Если буквально, как предпочитают в Москве, то там речь о широкой автономии, включая внешние сношения, а также немалые полномочия и средства сил самообороны. Однако в Киеве такое считают невыполнимым, а в Вашингтоне предпочитают говорить лишь о социально-культурной автономии.

Вбрасывая теперь снова идею референдума, Зеленский вроде бы идет навстречу миротворческим пожеланиям Америки. Однако если такой всеукраинский (а только такой и возможен по конституции) референдум состоится, то он станет формой отказа от соответствующей формулы Минска, поскольку «особый статус» юго-востока на нем, скорее всего, будет отвергнут.

Ранее Зеленский говорил о возможности проведения референдума по Донбассу, чтобы отделиться от него «стеной», но тогда был заклеван за такое националистами.

Настроения в украинском обществе сильно эволюционировали после 2014 года. Так, еще до нынешнего обострения на юго-востоке более 70% граждан страны выступали за проведение референдума по вопросу о членстве в НАТО, что почти синонимично поддержке самой этой идеи.

Сейчас подавляющее большинство граждан страны (54%) высказываются за ревизию Минских соглашений и против предоставления широкой автономии юго-востоку, более половины (56%), как и Зеленский, — за прямые переговоры с Россией, за прямые контакты с сепаратистами выступает ничтожное меньшинство.

В Минских соглашениях как раз указывается необходимость прямых переговоров с самопровозглашенными республиками, а Россия не считается стороной конфликта, на основании чего Москва от прямых переговоров и отказывается.

Теперь Киев, по сути, предлагает оформить ревизию Минска демократическими процедурами. И Байдену публично будет трудно против такого возражать. Кстати, его ответ на озабоченности Москвы по поводу расширения НАТО может быть оформлен примерно таким же образом. Пока ответ по итогам видеосаммита с Путиным выглядит примерно так: «Мы можем поговорить об этом» в формате, скажем, «Россия плюс ведущие страны НАТО».

После чего Байден, дабы не обижать «младонатовцев», созвонился с лидерами так называемой «Бухарестской девятки», которая включает Польшу, Румынию, Венгрию, Болгарию, Чехию, Словакию и три балтийские республики, обещав им дополнительную военную поддержку и подключение к обсуждению геополитических проблем региона.

В результате таких вот консультаций внутри НАТО тоже может сложиться вполне внушительное «демократическое большинство», которое выступит против «уступок России». И такое мнение, если упрощенно, может быть предъявлено на переговорах с Москвой, смягченное заверениями насчет того, что никто никому не угрожает. Однако ничего «юридически обязывающего», как настаивает Москва в части нерасширения НАТО, тут не просматривается. И все будет выглядеть очень по-демократически и в соответствии со всеми правовыми процедурами.

А вот если Россия начнет то, что будет сочтено «агрессией против Украины», тогда введут самые жесткие санкции, каковые не раз упоминались в контексте всех вышеупомянутых переговоров Байдена с Зеленским и с европейскими союзниками. И, опять же, такое решение будет вроде как оформлено именно на основе мнения максимально широкого круга государств.

Пока же, выполняя поручения президентов России и США в части продолжения проработки поднятых ими тем, в Киев, Москву, а затем в Брюссель направляется помощник госсекретаря США Карен Донфрид. Переговоры с ней на экспертных уровнях будут призваны показать, что общий результат ни по Донбассу, ни по расширению НАТО вроде как не предопределен и тайная дипломатия еще имеет некоторый шанс перед как бы «широкой демократией». И если первая не преуспеет, то все неприятные для Москвы решения будут оформлены по второму варианту.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию