16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
15 декабря 2021, 02:37 Политика

«Рассосется» ли кризис вокруг Украины к Рождеству? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

По мнению политолога, рассчитывать на предпраздничные настроения западного политического истеблишмента не приходится, особенно с учетом наращивания градуса военной риторики и со стороны Украины, и со стороны России

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Верховная рада разрешила допуск иностранных военных в Украину для участия в совместных военных учениях в 2022 году. Ранее к принятию этого решения депутатов призывал президент страны Владимир Зеленский. Согласно украинскому законодательству, на территории страны запрещается функционирование каких-либо военных формирований, не допускается размещение иностранных военных баз, а иностранные войска каждый раз допускаются на территорию страны специальным законом по представлению президента. Как расценивать нынешнее решение?

Военные учения с участием иностранных войск проводятся на Украине каждый год после смены режима в 2014 году. На этом фоне, а также на фоне помощи только от США на военные цели в среднем по 600 млн долларов в год Киев не только убрал из конституции положение о внеблоковом статусе страны, но и в 2019 году заменил его на приверженность «европейской идентичности украинского народа и необратимость европейского и евроатлантического курса Украины». В 2020 году Украине был присвоен статус страны «с расширенными возможностями» по отношению к НАТО, каковым обладают, не будучи его членами, еще пять близких союзников США: Австралия, Грузия, Иордания, Швеция и Финляндия.

В следующем году, как следует из принятого подавляющим большинством голосов депутатов Рады закона, будет проведено 10 многонациональных учений с участием около 21 тысячи украинских военнослужащих и 11,5 тысячи представителей стран НАТО. В нынешнем году принятие очередного разрешительного закона выглядит особенно провокационным на фоне энергичных усилий Москвы добиться прекращения экспансии НАТО на восток за счет включения в него Украины и вообще прекращения «освоения территории Украины», как выразился недавно Владимир Путин, натовскими военными.

Требование о гарантиях безопасности со стороны Москвы, сформулированное в ходе видеосаммита с президентом США Байденом, с тех пор звучит рефреном в заявлениях официальных российских лиц, которые по тональности становятся все жестче, а также в ходе двусторонних контактов президента Путина с западными визави. И если западные союзники США не устают демонстрировать единство рядов по отношению к России, которой грозят жесточайшими санкциями в ответ на то, что будет сочтено «агрессией против Украины», то Москва почти в ультимативной форме требует переговоров с НАТО о заключении юридически обязывающего соглашения о нерасширении Альянса на восток.

Требование это звучит так часто, что не оставляет сомнений в том, что Москва будет настаивать именно на юридических гарантиях. Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков в этом контексте впервые употребил термин «военный ответ», каковой может последовать со стороны России в случае невыполнения ее требований. Так далеко мы еще не заходили в своей риторике.

14 декабря Владимир Путин в беседе с финским президентом Саули Ниинистё призвал именно к немедленным переговорам с США и НАТО, имея в виду отказ от приема в альянс Украины и отказ от размещения на ее и территории других соседних государств вооружений, угрожающих безопасности России. Обращаясь к историческому опыту, к дипломатическим посредническим услугам Финляндии Москва прибегала и в годы холодной войны, и после, и в ходе уже нынешней вполне очевидной «холодной войны 2.0» обычно уже тогда, когда на других дипломатических фронтах складывалось отчаянное положение. Поскольку финская дипломатия известна своими посредническими сверхспособностями. Помогут ли они на сей раз?

Возможно, российское руководство вполне устроил бы вариант «финляндизации Украины» по образцу политики Финляндии в отношениях с СССР после Второй мировой войны, так называемого курса Паасикиви — Кекконена, по имени двух послевоенных президентов страны, когда Финляндия не только оставалась вне военных блоков, но и активно сотрудничала с СССР, даже дружила с ним.

Тезис о «немедленных переговорах с НАТО» прозвучал и в ходе беседы Путина с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Как днем ранее он прозвучал в разговоре с британским премьером Борисом Джонсоном. Судя по всему, тон бесед был жестким.

Пока со стороны Москвы, требующей «немедленных переговоров», не обозначен дедлайн, который обычно в таких случаях как раз обозначают. А потом, мол, ситуация может обрести уже качественно иной характер. Доводилось слышать мнение, что нынешнее обострение вокруг Украины может поутихнуть ко времени «католического Рождества». Когда западные политики отправятся в отпуска и им, наконец, станет не до Украины и не до информационной истерики по поводу скопившихся близ ее границ якобы полчищ российских войск. С такой аргументацией нельзя согласиться. У нас ведь свой график жизни, да и Рождество свое.

Не хочется прибегать к неприятной ассоциации, но ввод российских войск в Афганистан в 1979 году состоялся именно в день «католического Рождества». Это ни в коей мере не означает, что история повторится. Однако и намерение «закрыть гештальт» с Украиной становится в Москве все настойчивее и очевиднее.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию