16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
17 декабря 2021, 09:52 Общество

Сокуров в личном письме главе СПЧ извинился за свои слова на совещании с президентом

Лента новостей

На недавней встрече Совета по правам человека с Путиным режиссер предложил «отпустить» из России ряд республик Кавказа. Это вызвало реакцию. Сокуров отмечает, что письмо было личным и он не знает, как оно попало в СМИ

Режиссер Александр Сокуров.
Режиссер Александр Сокуров. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Обновлено в 15:00

Александр Сокуров в личном письме главе СПЧ Фадееву извинился за свои слова на совещании с президентом России Владимиром Путиным.

На недавней встрече Совета по правам человека с президентом режиссер предложил, как он выразился, «отпустить» из России ряд республик Кавказа. Президент был явно недоволен, призвал не будить лихо, сказал: «Поверхностно так вот на всю страну об этом говорить непозволительно даже вам».

Путин: Откуда вы знаете, кто с нами хочет жить, а кто не хочет?

Сокуров: Давайте проверим.

Путин: Проверим? Проверяли в том числе в ходе голосования по конституции. Подавляющее большинство людей понимают, с чем они столкнутся, если они будут действовать по-другому. И чеченский народ, кстати говоря, знает это лучше, чем кто-либо другой на Кавказе. У нас две тысячи территориальных претензий по стране, вы хотите повторения Югославии на нашей территории?

Сокуров: Я хочу предложить подумать о том, что происходит в стране и как она построена, я предлагаю думать, Владимир Владимирович.

Путин: Александр Николаевич, а кто же против того, чтобы думать? Так, перед тем, как вот это сказать, надо было хорошо подумать. Приходите ко мне, мы с вами давно не виделись, я с удовольствием с вами подискутирую. Но прежде, чем говорить такие вещи публично, надо хорошо подумать. Вы не сердитесь на меня, пожалуйста.

Сокуров: Но лучше сказать прямо.

Путин: Лучше сказать прямо? Нет, некоторые вещи лучше сказать прямо, а в некоторых случаях лучше помолчать.

Позже представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что режиссер поступил «очень непрофессионально и без знания предмета стал затрагивать очень деликатные темы». Парламент Чечни попросил Следственный комитет и Генпрокуратуру дать правовую оценку словам Сокурова, нет ли в них экстремизма. Глава республики Кадыров и вовсе назвал режиссера «продажной мордой».

И вот режиссер в письме к главе СПЧ, опубликованном в РБК, попросил прощения за произошедшее и отметил, что понимает, какое возмущение вызвало его поведение в административно-силовой среде:

***

«Уверен, что у вас много неприятностей в администрации президента. Искренне сожалею об этом».

***

«Мне показали гневную реакцию на мое поведение со стороны пресс-секретаря президента. Он прав — я дилетант, и, видимо, таким не место в столь уважаемой профессиональной среде, как совет».

***

«Мои друзья мне говорят об оскорбительных высказываниях из чеченского сектора. И знаю — никто в стране не будет защищать честь и достоинство члена президентского совета».

***

«Мои друзья предупреждают о грозящей опасности моей жизни. Единственной гарантией моей жизни может быть воспрепятствование со стороны президента столь радикальной развязке».

***

«Если журналистика в нашей стране — занятие опасное, почему членство в совещательном государственном органе должно быть особо защищенным?»

***

«Я всего-навсего гражданин и ремесленник своего цеха, преподаватель. Не владею дипломатическими навыками. Знаю, что оскорбил своим поступком, поведением многих членов совета. Приношу всем извинения».

Business FM поговорила с некоторыми членами СПЧ. Большинство считает, что режиссеру нечего извиняться и его слова никому из них не навредили, говорит член совета, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев.

— Этого даже близко нет, потому что в Совете по правам человека все-таки персонализация гораздо выше всего остального.

— В тексте остро и даже с некоторой болью режиссер написал, что его как члена СПЧ никто не защитит. Как думаете, почему Сокуров расписал это в таких красках?

— Я считаю, что он допускает какую-то ошибку. Дело в том, что мы обсуждали его выступление по его инициативе на комиссии, в которой он состоит, очень долго и подробно. И он сам написал письмо, что сожалеет о своем выступлении. По-моему, 99% его поддержали и сказали, что ему не надо ни о чем волноваться, что ну выступил и выступил, это его позиция. Поэтому мне очень странно было увидеть повторный его всплеск, что ли, эмоций уже на главу СПЧ. На комиссии были высказаны замечания, но они не принципиального характера.

Член СПЧ, историк Николай Сванидзе считает угрозы Сокурову вполне реальными. По его словам, иски против такого уважаемого человека вряд ли возможны, но от физических угроз не защищен никто.

Публицист и писатель Александр Архангельский также посочувствовал режиссеру. В прошлом году ему и самому пришлось задавать острые вопросы президенту, и таким образом он добился внимания президента к задержанию директора Библиотеки украинской литературы Натальи Шариной. Письмо Сокурова комментирует Александр Архангельский.

— Я считаю, что это внутренний надрыв художника, у которого нервная система устроена не так, как у политика, и который реагирует на все очень искренне, эмоционально и не рассчитывая свои шаги, не делая инженерный расчет, как любой политик. Любой политик думает, прежде чем что-то написать или сказать, к чему это приведет, чем это обернется.

— Само письмо вам не показалось, скажем так, весьма неоднозначным?

— Я не был, к счастью, на месте человека, которому угрожает глава Чеченской Республики, поэтому, как бы я реагировал, адекватно или неадекватно, я не знаю, поэтому не мне судить Сокурова.

Слова о том, что только вмешательство президента может защитить режиссера от угроз, прокомментировали в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил в ответ на вопрос радиостанции Business FM, что в случае реальной опасности президент в силах ему помочь. Но переживать Сокурову не о чем.

— Александр Сокуров написал письмо с извинениями в адрес главы СПЧ и других членов совета после полемики с президентом, которая была неделю назад. Мы понимаем, что это письмо не президенту, но там фигурирует фраза: «Мои друзья предупреждают о грозящей опасности моей жизни, единственной гарантией моей жизни может быть воспрепятствование со стороны президента столь радикальной развязке». Знают ли об этом в Кремле и как оценивают такие заявления?

— Мы видели сообщения СМИ, мы считаем, что в ходе заседания и в ходе весьма и весьма интересной и содержательной дискуссии, которая имела место на заседании совета, не произошло ничего, что требовало бы каких-то извинений. И также мы убеждены, что тем более не произошло ничего, что может подвергнуть опасности жизнь господина Сокурова. Поэтому извиняться здесь не за что: имела место дискуссия, реакция президента, несогласие президента аргументированное, имела место точка зрения Сокурова. Да, они не согласились, но это нормально, здесь не за что извиняться. И, конечно же, мы убеждены, что какие-то якобы утверждения друзей о том, что что-то может угрожать жизни, — это явно эмоциональная гипертрофированная реакция, не более того.

— В случае если действительно угрозы будут поступать или поступают или высказываются кем-то, готов ли президент как-то попросить соответствующие службы, органы защитить господина Сокурова?

— Я не сомневаюсь, что если это будет происходить, то президент будет готов. Но также я убежден, что любое обращение в правоохранительные органы тоже не будет оставлено без ответа.

— Еще в письме говорится, что вы критически высказывались о выступлении господина Сокурова. Понятно ли вам, о чем речь, и действительно ли вы как-то его критиковали?

— Я действительно критически высказывался, потому что я в данном случае абсолютно солидарен с точкой зрения президента.

Позже в интервью РИА Новости Александр Сокуров отметил, что это было личное письмо Фадееву, он не знает, каким образом это попало в прессу, это не предназначено для какого-либо публичного обсуждения.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию