16+
Вторник, 18 января 2022
  • BRENT $ 87.22 / ₽ 6686
  • RTS1367.45
24 декабря 2021, 12:30 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Рассказываем об итогах за 11 месяцев. Последние данные близки к итогам года. Сразу к главной цифре: с января по ноябрь погрузка на железной дороге на 3,3% превысила показатели аналогичного периода прошлого года. К слову, именно такой процент роста железнодорожники прогнозировали по итогам всего 2021 года, а он еще не закончился. Так что планы, можно сказать, уже выполнены. Общий объем перевезенных по железной дороге грузов составляет 1,2 млрд тонн. И самый значительный вклад внес каменный уголь, замечает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Павел Иванкин президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Примерно треть этих объемов составляют каменный уголь, с начала года его было перевезено порядка 340 млн тонн, практически 1 млн тонн в день грузится каменного угля. Рост составляет порядка 6,2%, при этом на экспорт отправлено более половины этого объема. Здесь прирост составляет 9%, конъюнктура на внешних рынках в этом году для наших угольных компаний сложилась очень позитивно, и они стараются ею воспользоваться. И по объемам перевозок по железной дороге это хорошо видно. Рост экспортных отправок обеспечен во всех направлениях, уголь идет в порты юга, северо-запада, Дальнего Востока.

Не исключено, что общий результат погрузки мог быть и выше. Но во второй половине года перевозчик столкнулся с рядом внешних факторов, оказавших влияние на основной показатель работы железнодорожного транспорта. Это, к примеру, разлив рек в Забайкальском крае, из-за которых в срочном порядке пришлось менять небольшой мост на Транссибе. А в декабре стало известно, что Китай ограничивает прием грузов через погранпереходы, сделав исключение лишь для контейнерных поездов. О контейнерах, кстати, мы еще поговорим. А сейчас перейдем к другому одному важному грузу. Нефтеналив прибавил почти 4% за 11 месяцев. А общий показатель приблизился к уровню допандемийного 2019 года, замечает эксперт.

Перевозки нефтеналивных грузов превышают прошлогодний уровень и постепенно приближаются к уровню 2019 года. С начала года перевезено 197,7 млн тонн нефтеналивных грузов, это практически плюс 3,9% к уровню прошлого года. При этом осенью был заметен стабильный прирост — около 10% ежемесячно, что стало хорошим стимулом возвращения нефтеналивного груза на железную дорогу. Динамика в целом соответствует осенним темпам роста нефтепереработки, и привлекать груз на рельсы сегодня помогает уровень технологического сервиса и оптимизация работы железнодорожников с нефтяными компаниями.

Отдельно отметим металлургические грузы. Это одна из самых массовых номенклатур, перевозимых по железной дороге. И только в ноябре черные металлы прибавили почти 13%. За месяц отправлено 6,1 млн тонн. И это, как сообщили в телеграмм-канале РЖД, наивысший месячный показатель с января 2020 года, когда, как мы помним, пандемия еще не началась. Стройка. Есть отставание от прошлого года примерно на 4%. Но это связано с эффектом высокой базы. То есть в 2020 году строительство в рамках нацпроектов велось повышенными темпами.

Отставание обусловлено тем, что в прошлом году власти предъявляли повышенное внимание к дорожному строительству, поэтому отставание составляет 4%, но это связано с эффектом высокой базы прошлогодней — за счет реализации национального проекта «Безопасные и качественные автодороги». Кроме того, в ноябре погрузка в этом сегменте все-таки вышла в плюс, более чем на 2% превысив показатель прошлого ноября. Это можно связать с тем, что началась работа на новой стройплощадке по строительству автомагистрали М-12 Москва — Казань, которая идет ускоренными темпами.

Ранее мы уже отмечали, что строители сосредоточиваются на локальных поставщиках строительных грузов. Это сказывается на общих федеральных итогах погрузки, но оптимизация логистики приводит к более качественному выполнению нацпроектов. И в то же время отметим, что в ноябре погрузка строительных номенклатур прибавила больше чем 2% к уровню того же месяца прошлого года. И упомянутое строительство автомагистрали до Казани с прицелом до Екатеринбурга немало тому поспособствовало. Что же касается цемента, а его считают отдельно от других стройгрузов, то он с января прибавил почти 5,5%. Это связано с развитием жилищного строительства. По словам профильного министра, в этом году отрасль вплотную приблизилась к показателю ввода в 80 млн квадратных метров жилья. Отметим, уже два месяца назад строители шли с опережением прошлогодних показателей на 30%, генерируя повышенный спрос на производство и доставку стройматериалов Теперь к контейнерным перевозкам, о которых мы уже говорили. Они с начала года выросли больше чем на 12%. И в физическом объеме за 11 месяцев превысили показатели всего 2020 года.

С начала года объем вырос на 12,2%, было перевезено 5,9 млн контейнеров. Это больше, чем за весь прошлый год, и железнодорожники сейчас практически установили новый рекорд. А 13 декабря железнодорожники перевезли миллионый транзитный контейнер.

Перевозки в контейнерах — а это самый современный и удобный способ доставки грузов — выросли примерно в два раза по сравнению показателями, которые были еще несколько лет назад. Транзитные перевозки, то есть доставка грузов из Азии в Европу по нашей территории, выросли почти в полтора раза по сравнению с прошлым годом. И вообще, технологическое развитие и экономическая стабильность нашего транспортного коридора делают транзит все более привлекательным для отправителей и получателей грузов в Китае и ЕС. Скоро Новый год, а в январе подведем итоги всего 2021 года. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию