16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.37 / ₽ 8244
  • RTS1163.50
21 января 2022, 16:20 Политика

Лавров о переговорах в Женеве: «Это не конец нашего диалога»

Лента новостей

На встрече госсекретарь США заявил, что Америка представит письменный ответ на документы России о гарантиях безопасности на следующей неделе. Обе стороны назвали переговоры полезными

Сергей Лавров.
Сергей Лавров. Фото: Пресс-служба МИД РФ/ТАСС

Обновлено в 23:53

На следующей неделе США предоставят письменный ответ на российские предложения о гарантиях безопасности. Об этом заявил глава российского МИД Сергей Лавров после переговоров с госсекретарем США Энтони Блинкеном. Встреча длилась полтора часа, как и планировалось, по словам Лаврова. Как сказал глава российского МИД, после получения письменного ответа Америки планируется новый контакт с США на уровне глав дипломатических ведомств. Как заявил Лавров, НАТО работает против России, поэтому Москва выступает против расширения блока на восток. По его словам, США на переговорах в Женеве признали, что Россия «размещает вооружения на своей собственной территории».

Лавров добавил, что в ходе встречи в Женеве не поднимался вопрос о размещении российских баз в Венесуэле и на Кубе. Глава российского МИД рассказал и о первой реакции США на предложения о гарантиях безопасности.

«Что касается нашего принципиального подхода о необходимости прекратить бесконечное расширение НАТО на восток, мы его, конечно же, повторили, Энтони Блинкен повторил свою позицию насчет права выбирать союзы. Я, как уже упомянул, поинтересовался, как Америка собирается выполнять свое обязательство, которое в рамках ОБСЕ наряду с правом выбирать союзы было одобрено на высшем уровне, не укреплять ничью безопасность за счет ущемления безопасности других. Он обещал объяснить, как США относятся к выполнению этого своего обязательства. Я вам сказал, что это не конец нашего диалога. На следующей неделе мы получим, как несколько раз подчеркнул Энтони Блинкен, письменную реакцию. Насчет нашего принципиального вопроса о нерасширении НАТО нас многие спрашивают: а почему? Потому что этот блок, он как был создан против Советского Союза, а сейчас он работает против Российской Федерации, причем это записано в доктринальных документах».

Глава российского МИД призвал госсекретаря США использовать влияние на Киев, чтобы тот «образумился». Лавров вновь подчеркнул, что Россия не собирается нападать на Украину и никогда не угрожала украинскому народу устами официальных представителей.

Говоря о возможности нового саммита Россия — США на высшем уровне, Лавров сообщил, что Владимир Путин всегда готов к контактам с американским президентом Джо Байденом, но такие встречи всегда должны быть хорошо подготовлены. Разговор с Блинкеном Лавров назвал полезным и откровенным.

В свою очередь госсекретарь США сказал, что удовлетворен состоявшейся встречей. Он подтвердил готовность Соединенных Штатов содействовать реализации Минских соглашений. По словам Блинкена, он предупредил Лаврова, что пересечение российскими войсками границы Украины будет считаться вторжением и повлечет ответ:

«Мы говорили сегодня с господином Лавровым. Разговор был содержательным. Я донес до него позицию США и наших европейских союзников. Она заключается в том, что мы твердо заявляем о поддержке Украины, ее суверенитета и территориальной целостности. Мы ясно дали понять, что если какие-либо российские вооруженные силы перейдут через границу Украины, это будет расцениваться как вторжение, оно вызовет немедленную и жесткую реакцию со стороны США и партнеров. Мы также знаем по опыту, что у России есть большой опыт агрессии без использования военных методов, включая кибератаки. Такие методы и также другие способы агрессивного продвижения интересов России без начала военных действий встретят единый ответ. Это четкий сигнал, исходящий из результатов моих встреч в среду на Украине с президентом Зеленским и мистером Кулебой, в Германии с моими коллегами из ФРГ, Великобритании, Франции и ЕС, а также с немецким канцлером Шольцем. Мы едины в нашем стремлении найти путь решения кризиса с помощью дипломатии и диалога».

Как сказал глава Госдепа, Россия сейчас стоит перед выбором: переговоры или конфликт. США готовы к любому из этих вариантов. По словам Блинкена, Америка привержена разрешению разногласий с Россией путем дипломатии. Он отметил, что изложил Лаврову ряд идей по безопасности и что американская сторона настаивает на принципе взаимности.

Блинкен добавил, что США будут готовы к проведению новых переговоров между президентами Путиным и Байденом, если это потребуется для прогресса в решении спорных вопросов:

«Сегодня мы договорились о том, что на следующей неделе мы в письменном виде представим наши идеи, наш ответ на озвученные Россией тревоги, а также наши собственные поводы для беспокойства — и все это мы передадим России, опять же, в письменном виде. Мы намерены, опираясь на сегодняшнюю беседу, на наш будущий ответ, а также на документ, полученный ранее от России, провести позднее дополнительные контакты. Как минимум изначально — на уровне глав внешнеполитических ведомств. Если окажется, что полезным и продуктивным для двух президентов будет встретиться, поговорить и повзаимодействовать, чтобы продвинуться вперед, думаю, мы полностью к этому готовы. Президент Байден встретился с президентом Путиным здесь, в Женеве. Он неоднократно говорил с ним по телефону и в режиме видеоконференции. И если мы сочтем, и если российская сторона сочтет, что наилучший путь — это дополнительная беседа между президентами, мы определенно к этому готовы».

Новая встреча Лаврова и Блинкена может состояться в феврале, сказал РИА Новости источник в российской делегации.

Вот как в эфире Business FM итоги встречи в Женеве прокомментировал политолог Георгий Бовт:

— Я прорыва не ждал, его никто не ждал, тут я не буду оригинален. По максимуму они могли договориться, что созвонятся президенты, но это только по максимуму. Они об этом не договорились. Но положительным моментом является то, что они согласились разговаривать дальше. А пока будут продолжаться эти переговоры, то есть надежда, что пушки пока помолчат и всякие выдвижения военных сил к границам друг друга тоже будут поставлены на паузу. Единственное, что настораживает, ну, не единственное, конечно, но в том числе настораживает, что Москва настаивает на этих письменных ответах. Мне кажется, что здесь есть определенная засада для будущих возможностей, видимо, то, что сказано устно, не удовлетворяет Москву в качестве ответов на свои предложения, она требует это все написать на бумагу, после чего в случае вероятного срыва переговоров это будет придано огласке для определенных информационно-пропагандистских целей. В то же время, конечно, можно попытаться найти какую-то слабую надежду будущих контактов в том, что какие-то ответы на озабоченность Москвы могут оказаться зацепкой по каким-то частичным переговорам. Но ведь до сих пор Москва ни на какие частичные переговоры не шла, она говорила, что это не меню в ресторане, а пакет, который надо либо есть целиком, либо не есть целиком.

— Каким может быть этот письменный ответ?

— То, что до сих пор и озвучивалось, расширение НАТО — это вопрос самого НАТО, каждая страна, согласно Хельсинкскому акту, имеет право на самостоятельную внешнюю политику, никаких сфер влияния быть не может и так далее. Лавров, кстати, тему сверхвлияния поднимал на своей пресс-конференции, он говорил, что НАТО само занимается распространением сфер влияния, но это такой разговор больше XX века, так что ответы будут отрицательные. А по разоруженческим вопросам там будет несколько пунктов, по которым будут ответы «давайте поговорим». Тогда зависит уже от России, захочет она разговаривать по частичным вопросам или нет.

— Насчет возможности новой встречи Путина и Байдена — Лавров говорит, что Путин всегда готов, но надо подготовиться. Такая новая встреча может произойти?

— Только на этой встрече вообще все и может решиться, потому что там был Рябков, который был «злой следователь» и грозил ракетами на Кубе, потом Лавров — он уже не «злой следователь», и здесь уже не провал переговоров, они скорее забуксовали. А прорыв может быть только на встрече лидеров, в какой бы форме она ни происходила. Но ее действительно надо подготовить, и тогда на этой встрече действительно можно и «распакетить», наверное, тот ультиматум, который Москва выдвинула в декабре. Но, конечно, это в долгосрочном плане мало что решит, но тем не менее в краткосрочном плане данный кризис может спустить на тормозах. Но пока шансов на встречу, мне кажется, меньше 50%.

А вот как итоги переговоров Лаврова и Блинкена прокомментировал председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

— Мне кажется, пока никакого сближения не намечается, ответы будут переданы, но в них, вероятнее всего, будет просто повторена эта позиция, которая заявляется. Это явно российской стороной рассматривается как очередная веха, после которой будут приняты решения, не говорится какие, но, вероятнее всего, такие, которые заставят еще более внимательно посмотреть на российские требования, то есть какая-то демонстрация сил и возможностей. Запад просто уперся в Украину, все вокруг Украины, но российская сторона, мне кажется, не случайно все время дает понять, что на Украине свет клином не сошелся, в конце концов, всякого рода демонстрации могут быть где угодно.

— Любопытно, что на этом фоне в Госдуме вдруг стали рассматривать вопрос о возможности признания ДНР и ЛНР. О чем это говорит?

— Ну, это некий асимметричный возможный ответ, и это способ надавить на украинскую сторону, и не только на украинскую, но и западную сторону, то есть дать понять, что если никакого вообще развития не будет, то Россия будет демонтировать дальше те действующие, по крайней мере, существующие институциональные рамки, которые сложились. Минский процесс — это одна из этих рамок, при всех изъянах он создавал, по крайней мере до определенного момента, какое-то пространство для политического маневрирования. Признание ЛНР и ДНР означает прекращение Минских соглашений, выход на какой-то совершенно другой уровень, который, вероятнее всего, будет означать более высокую степень неопределенности и нервозности. Но будет это сделано или нет, думаю, что пока такого решения нет, а есть желание дать понять, что есть всякого рода инструменты в распоряжении.

Джо Байден в эти выходные обсудит со своей командой итоги переговоров главы российского МИД Сергея Лаврова и госсекретаря Энтони Блинкена. Об этом заявила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки. По ее словам, Байден сообщил, что не ожидает сегодня каких-то прорывов. «Но мы находимся на четком пути в плане понимания проблем друг друга», — сказал президент США, которого процитировала Джен Псаки.

Мнение доктора экономических наук Андрея Кортунова:

— Наметились некие устойчивые дипломатические контакты. Конечно, очень важно, что эти контакты осуществляются в том числе на уровне глав двух дипломатических ведомств, и то, что произошло в Женеве, показывает, что у России и США расходятся повестки дня. США, естественно, пытаются все свести к вопросу о положении на российско-украинской границе, призывая Россию к деэскалации. Россия продолжает настаивать на том, чтобы ее интересы безопасности, в частности, касающиеся расширения НАТО на восток, имели приоритетное значение в последующем разговоре. Здесь еще предстоит очень много работы, чтобы сблизить повестки дня, но, безусловно, сам факт проведения встречи является позитивным, и, наверное, его надо приветствовать. Я думаю, что, если говорить о позиции Блинкена, то для него главное, чтобы Россия отвела свои войска от границы с Украиной, может быть, сократила или как-то снизила масштабы предстоящих учений совместно с Беларусью, а для России, наверное очень важно было бы, чтобы со стороны США последовал четкий, недвусмысленный сигнал Киеву, что Вашингтон, как и участники «нормандской четверки», целиком и полностью поддерживает Минские соглашения и не готов помочь Украине, если Украина вдруг захочет решить проблему Донбасса силовым образом.

— Блинкен призывает Россию отвести войска от границ с Украиной, в то же время в самопровозглашенных ДНР и ЛНР говорят, что Киев стягивает все новые и новые подразделения к линии разграничения. И одновременно в Госдуме встал вопрос о возможности признания ЛНР и ДНР. Что это значит, как к этому можно относиться?

— Мне кажется, что это тоже инструмент сдерживания. То есть Россия все время пытается продемонстрировать Украине, что, если начнется какая-то крупная военная операция на востоке, если будет сделана попытка захватить Донбасс силовым образом, напомню, что там действительно большое количество российских граждан, и если это произойдет, то последствия для Киева будут очень существенные. Мне кажется, что это все-таки стратегия сдерживания, то есть попытка создать такие отрицательные стимулы для Киева, которые бы привели к сдержанности его на восточном направлении. Но в целом мне кажется, что это крайний вариант, для России неоптимальный, поскольку он будет связан с очень значительными сопутствующими издержками.

Между Россией и США сохраняется довольно много противоречий, и пока непонятно, как они могут быть разрешены, — так итоги встречи Лаврова и Блинкена прокомментировал профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков:

Андрей КоробковАндрей Коробков профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси, доктор экономических наук «Россия требует, чтобы все соглашения, которые были достигнуты, шли в пакете. А США занимают обратную позицию, говоря, что они не могут дать таких гарантий, они не могут дать гарантии, которые будут изложены на бумаге и станут частью международного права, и хотят рассматривать вопросы в отдельных пакетах. Это и вопрос расширения и нерасширения НАТО, и вопрос продвижения вооружений на восток, и третий блок, который бы включал какие-то переговоры по разоружению или контролю за вооружениями, мерами доверия и так далее. И американцы готовы обсуждать и подписывать договоры по третьему блоку, но не хотят делать это в отношении первых двух, причем они здесь ограничены не только собственными какими-то желаниями, но и отношениями с союзниками, которые и так весьма подозрительно смотрят на действия американской стороны, особенно учитывая те оговорки, которые произошли во время пресс-конференции Байдена, которые показали, что идет торг за закрытыми дверями. Тем не менее сами эти оговорки Байдена показали, что все-таки идет обсуждение этих вопросов, хотя это и не признается публично, и рассматриваются различные варианты. Ясно, что США, хотя они говорят о введении санкций, для них есть целый ряд проблем. Самая главная проблема в том, что дальнейшие санкции, дальнейшее давление на Россию будет способствовать формированию какого-то нового — или официального, или неофициального — альянса между Россией и Китаем. Это самая страшная головная боль сейчас для американского руководства. Но помимо этого есть еще ряд вопросов. Во-первых, применение тех санкций, о которых говорилось, может привести к тому, что у США не останется никаких козырных карт. То есть, если будут применены все те санкции, на которые сейчас намекается, это и отключение России от системы SWIFT, и блокирование долларовых операций российских банков, и введение личных санкций против Путина и других членов высшего руководства, и блокирование операций с российским суверенным долгом, если все это сделать, то непонятно, о чем может быть торг после этого».

Рубль усилил рост на заявлениях Блинкена по итогам переговоров с Лавровым: доллар в моменте торговался на уровне 76,3 рубля, потом частично восстановил потери к российской валюте.

Тем временем турецкий президент Эрдоган вновь заявил, что Анкара готова выступить в качестве посредника в урегулировании отношений между Россией и Украиной. «Мы хотим, чтобы мир восторжествовал, мы можем стать посредником в мирном процессе между Россией и Украиной», — сказал Эрдоган после пятничной молитвы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию