16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.35 / ₽ 8232
  • RTS1178.69
28 января 2022, 17:54 Политика

В телефонном разговоре с Макроном Путин впервые оценил ответ НАТО России

Лента новостей

Основной темой, по сообщению пресс-службы Кремля, стали отношения Россия — НАТО. Путин подчеркнул, что в полученных Россией ответах «так и не были учтены принципиальные озабоченности России»

Фото: Mikhail Klimentyev/Reuters

Обновлен в 19:25

Владимир Путин впервые отреагировал на письменные послания США и НАТО. Позиция президента России по документам, полученным в ответ на предложения Москвы по гарантиям безопасности, содержится в пресс-релизе по итогам его телефонной беседы с французским лидером Эммануэлем Макроном.

Согласно сообщению, отношения России и НАТО стали главной темой контактов. Путин обратил внимание Макрона, что в ответах «так и не были учтены принципиальные озабоченности России», такие как вопрос нерасширения НАТО, отказ от размещения вооружений вблизи российских границ, а также возврат военного потенциала НАТО в Европе на позиции 1997 года.

«Проигнорирован и ключевой вопрос — как США и союзники намерены следовать принципу неделимости безопасности, предусматривающему, что никто не должен укреплять свою безопасность за счет безопасности других стран».

При этом Путин отметил, что российская сторона внимательно изучит полученные документы, после чего определится со своими дальнейшими действиями.

Можно ли считывать здесь какие-то сигналы? Комментирует академик РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов:

Алексей АрбатовАлексей Арбатов руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН «Прежде всего сигналы о том, что обеспокоенность России по поводу продвижения НАТО на восток понимается во Франции и что решать этот вопрос нужно, но, может быть, не на пути просто одноразового договора, расширять — не расширять, а на пути целого ряда соглашений, мероприятий, которые бы обеспечили России безопасность и гарантировали бы ей, что в обозримый период ни Украина, ни Грузия в НАТО не будут формально приняты. В политике ничего не бывает навечно, в политике все решения, все договоренности ограничены какими-то периодами. Вот если мы получим гарантию, что в обозримый период ни Украина, ни Грузия не будут приняты в НАТО при обеспечении безопасности Украины и Грузии, потому что они тоже имеют право на неделимость, безопасность, то я думаю, что это вполне нормальное решение, на котором все могут сойтись. Эту беседу следует оценить очень положительно, потому что никаких прорывов, что раз созвонились и договорились, таких не бывает. Но то, что продолжается диалог и конкретно говорят уже о перечне каких-то конкретных вопросов, это уже положительный знак, потому что, когда прекращается диалог, тогда вступают в дело пушки. Пока продолжается диалог, можно надеяться, что обо всем удастся договориться».

Как сообщали ранее источники Agence France Presse, Макрон хотел озвучить в беседе свои идеи по деэскалации украинского кризиса. В частности, Париж хотел предложить Москве разрядить ситуацию с помощью публичного заявления о сокращении военного присутствия у границ Украины. В пресс-релизе Кремля об этом ничего не сказано.

Какой может быть роль Макрона? Комментирует глава компании «Минченко консалтинг» Евгений Минченко:

Евгений МинченкоЕвгений Минченко глава компании «Минченко консалтинг»«Такое впечатление, что Макрон перехватывает инициативу у ушедшей Меркель. Тот тандем, который выстраивался в поздние годы Меркель, французско-германский, ну, такое впечатление, что сейчас в нем лидером становится Макрон, который сегодня один из самых опытных уже, несмотря на свою молодость, европейских лидеров. Я думаю, что Франция здесь занимает особую позицию, в общем-то, если раньше главным партнером России в Евросоюзе была Германия с Меркель, то сейчас, видимо, делается ставка на то, что Макрон выступит в роли человека, который будет убеждать других европейских лидеров в необходимости компромисса, но я думаю, что у Макрона есть очевидный повод быть заинтересованным в этом, у него скоро выборы, и, конечно же, внешнеполитические успехи для него были бы не лишними».

Одновременно ряд противоречивых заявлений сделал президент Украины. Выступая на брифинге, Владимир Зеленский сообщил, что не видит «большей эскалации, чем год назад. «Да, увеличилось число военных, но я об этом говорил еще в начале 2021 года, когда сообщали о военных учениях России… Ощущение такое из СМИ, что у нас война, ходят войска по дорогам, мобилизация, люди куда-то едут. Это не так. Нам не нужна эта паника», — цитирует Зеленского РИА Новости.

Аналогичное заявление сделал глава украинского Минобороны Алексей Резников — «существенных явлений» у границы не наблюдается, ситуация «ничем не отличается от той, что была весной прошлого года». По мнению Зеленского, атмосфера специально нагнетается перед важными встречами.

Но одновременно президент Украины призвал Запад наложить на Россию санкции — причем не в случае открытого конфликта, а заранее. Как выразился Зеленский, «зачем нам санкции потом?». Реплики Зеленского анализирует украинский политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

Вадим КарасевВадим Карасев украинский политолог, директор Института глобальных стратегий«Зеленскому невыгодно сейчас накалять ситуацию, потому что встанет вопрос, а готова ли и способна эта власть, которая сейчас в Украине, к отражению врага. Потому что тогда патриотическая мобилизация, тогда многие военные, Порошенко и другие могут претендовать на власть, режим может рухнуть, он очень, скажем так, неуверенно себя чувствует, слабый и так далее. Поэтому чем больше эскалация, тем больше власти военных и оппозиционеров, которые были сегодня в оппозиции, вчера во власти, Порошенко тот же, у которого хорошие связи в военной среде. Поэтому Зеленский должен маневрировать, ему эскалация невыгодна. Здесь как бы совпадают в каком-то смысле интересы России и Украины, он не хочет это делать. А с другой стороны, он вынужден реагировать, вот отсюда его, скажем, противоречивые заявления и отсюда стремление не разжигать, не разгонять эту военную эскалацию, которую устроила, кстати говоря, американская и британская пресса».

Ранее о нежелании войны с российской стороны высказался и Сергей Лавров. Как выразился на брифинге глава российского МИД: «Если это зависит от России, то войны не будет. Мы войн не хотим».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию