16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1130.97
14 февраля 2022, 03:09 Политика

Информационная истерика будет нарастать, а рынки — падать. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Из сложившейся ситуации на фоне поднятой информационной истерики должен быть какой-то выход, помимо сползания в открытый военный конфликт. Но балансировать на грани войны с каждым днем становится все сложнее, отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В субботу, 12 февраля президент Владимир Путин провел переговоры по телефону с президентом Франции Эммануэлем Макроном и президентом США Джо Байденом. Обсуждалась ситуация вокруг Украины. В беседе с Макроном было «подчеркнуто нежелание ведущих западных стран подтолкнуть киевские власти к выполнению минских договоренностей». Также обсудили «провокационные спекуляции», утверждающие, что Москва готовит агрессию против Киева.

В свою очередь, Байден предупредил Путина, что «продолжение вторжения» на Украину обернется для Москвы серьезными издержками и ослаблением позиций России, как сообщили в Белом доме. По данным журнала Politico, Байден называл на онлайн-переговорах с лидерами европейских стран и главой НАТО Йенсом Столтенбергом 16 февраля как дату возможной агрессии России.

По словам помощника российского президента по вопросам внешней политики Юрия Ушакова, телефонный разговор президентов РФ и США был довольно сбалансированным, несмотря на обстановку истерии вокруг якобы готовящегося вторжения России на Украину. Байден, по словам Ушакова, сослался на опыт холодной войны, когда представители США и СССР «делали все возможное, чтобы избежать катастрофы, серьезного конфликта». В свою очередь, Путин тоже прошелся по истории взаимоотношений США и НАТО с Россией. «Президент России, в частности, отметил, что в годы холодной войны Советский Союз и США были, конечно, стопроцентно противниками, а, например в 1990-е годы мы были вроде бы друзьями, но даже тогда США и НАТО вели далеко не конструктивную линию в отношении России. Ведь именно тогда началось практическое расширение сферы деятельности НАТО, и альянс приблизился к границам России», — сказал Ушаков. Помощник российского президента добавил, что Байден в разговоре с Путины изложил ряд соображений, которые, на его взгляд, учитывают многие озабоченности России, которые Москва ранее передала США и НАТО. Путин пообещал их учесть. Однако было сказано, эти соображения не затрагивают центральных, ключевых элементов российских инициатив», — отметил Ушаков. Означает ли это исчерпание дипломатических средств урегулирования кризиса?

По результатам разговоров Владимира Путина с Макроном и Байденом не создалось впечатления, что произошло сближение позиций ради ослабления напряженности, которая действительно достигла уже характера информационной истерии. Пресс-релиз Белого дома США по итогам беседы был выдержан в гораздо более резких тонах, напоминая ультиматум, нежели изложение ее в устах помощника российского президента Юрия Ушакова.

В то же время, по следам разговора Путина и Байдена было упомянуто, что российская сторона готовит свой письменный ответ на реакцию Америки по гарантиям безопасности. То есть последнее слово дипломатией еще не сказано. Также в Москву собирается 15 февраля канцлер ФРГ Олаф Шольц. После чего наступает то самое 16 февраля, на которое пресса, ссылаясь на президента Америки, «назначила» русское вторжение на Украину. Нетрудно предположить, что в предстоящие дни, если не появится вдруг каких-то спасительных новостей, информационная истерика будет еще сильнее нарастать, а рынки будут падать.

Правительства уже почти 40 государств рекомендовали своим гражданам не ездить на Украину или покинуть ее, а также эвакуируют часть дипломатического персонала. Некоторые страны перевели его во Львов, подальше от предполагаемых бомбежек, которые усиленно пророчат западные СМИ. Хотя, с другой стороны, почему эти люди полагают, что Львов обладает какой-то особенной защищенностью? Паники решили добавить страховые и лизинговые компании, которые сообщили о прекращении страховки для самолетов, летающих над Украиной ввиду повышенной опасности ситуации. Некоторые авиакомпании самостоятельно, вроде KLM, приняли решение о прекращении полетов, хотя никаких решений на сей счет ни украинскими властями, ни европейскими регуляторами принято не было. Украинские авиавласти, впрочем, выдали рекомендацию с 14 по 19 февраля не выполнять полеты над открытыми водами Черного моря, каковую вряд ли можно считать успокаивающей.

Складывается парадоксальная ситуация: если белорусский режим наказывали запретом полетов в качестве санкций, то по отношению к Украине это делается как бы из «добрых побуждений». На этом фоне депутатам пропрезидентской фракции «Слуга народа» рекомендовано не покидать территорию Украины, а находящимся за границей срочно вернуться. Это необходимо для обеспечения максимальной явки депутатов на ближайшей пленарной неделе парламента.

Неужели предстоят какие-то судьбоносные решения? Каковыми могли бы стать в данной ситуации только решения, касающиеся исполнения Минских соглашений. Но полный провал 9-часовых переговоров политических советников глав государств «нормандской четверки» в Берлине на прошлой неделе пока не дает никаких оснований для оптимизма.

У Москвы в запасе есть еще один ход: возможно, уже на днях решится вопрос о признании ЛНР-ДНР, что окончательно поставит крест на Минских соглашениях. С другой стороны, это формально еще не будет тем самым «актом агрессии», за который Москве грозят страшными санкционными карами. Вопрос в том, какие действия последуют вслед за признанием и будут ли таковые восприняты на Западе как «полномасштабная агрессия», либо как «ограниченная», которая лишь зафиксирует уже сложившуюся ситуацию. Избавив все стороны от того, чтобы продолжать делать вид, что они работают над невыполнимыми Минскими соглашениями.

В то же время это никак не решит, а скорее усугубит ситуацию с предъявленными Москвой ключевыми требованиями по гарантиям безопасности. Поскольку в ответ последует не только увеличение с Запада военных поставок Украине, но и укрепление военной инфраструктуры и военного присутствия НАТО вблизи наших границ. Санкции все равно могут последовать, хотя американский конгресс до 28 февраля будет на каникулах.

Из сложившейся ситуации на фоне поднятой информационной истерики, наверное, должен быть какой-то выход, помимо сползания в открытый военный конфликт. Но пока никто не берет на себя смелость предсказать, какой именно. Никто также не может пока предсказать, куда повернет информационная кампания, если 16 февраля «вторжения русских» так и не случится — ни в ответ на возможные провокации со стороны ВСУ, если им будет дана на это отмашка, ни самостоятельно по приказу из Кремля. Наверное, потом нынешняя ситуация войдет в учебники как пример довольно долгого балансирования на грани войны. Но оно не может продолжаться бесконечно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию