В Туркмении на 12 марта назначены внеочередные президентские выборы
Лента новостей
Президент страны Гурбангулы Бердымухамедов объявил, что принял «непростое решение о себе» и назначил дату выборов. Эксперты затрудняются с ответом, готов ли он действительно передать полномочия или это «восточная хитрость», чтобы оценить степень своего влияния?

В Туркмении 12 марта состоятся внеочередные выборы президента, сообщает ТАСС со ссылкой на ЦИК Туркменистана.
Накануне вечером на заседании верхней палаты парламента 64-летний президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что два года назад «достиг возраста пророка и хочет сегодня обсудить непростое решение о себе, к которому пришел». И добавил — молодым нужно дать дорогу к госуправлению страной.
В ноябре прошлого года президент Туркменистана поручил своему единственному сыну, вице-премьеру по экономике 40-летнему Сердару Бердымухамедову контролировать нефтегазовый комплекс страны.
В Туркменистане нет поста премьера, правительство возглавляет президент. Он избирается непосредственно гражданами страны, сроком на семь лет. Последний раз выборы президента Туркмении прошли в 2017 году. Следующие должны были состояться в 2024-м. Что может быть главной причиной такого решения и кто возможный преемник?
Об этом Business FM поговорила с кандидатом политических наук, ведущим научным сотрудником ИНИОН РАН Центра междисциплинарных исследований Максимом Вилисовым:
— Основной причиной является в данном случае, наверное, проблемы со здоровьем у действующего президента, причем, скорее всего, весьма серьезные, которые заставляют проводить вот такую рокировку в сжатые сроки.
— Что можно сказать о возможном преемнике, кто им будет?
— В случае в Туркменистаном что-то говорить уверенно практически невозможно, это очень закрытая в информационном плане страна. Вот уже слухи какие-то поползли, звучало про сына, но вообще смысл назначения вот таких вот внеочередных и очень быстрых, как мы видим, по срокам выборов, всегда в том, чтобы сохранить интригу и контроль над ситуацией. Поэтому я думаю, что достаточно долгое время будет сохраняться неопределенность, но и в это время будут вестись кулуарные переговоры, в том числе и международные. Для всего мирового сообщества с выборами в Туркменистане обычно все понятно, но ближайшие страны-партнеры и, так скажем, соседи заинтересованные, конечно, будут внимательно следить, я надеюсь, что будут вовлечены в процесс. В этом случае, конечно, речь идет прежде всего о Китае, о России, о соседних странах — Казахстан, Узбекистан, возможно, Иран, ну то есть те страны, которые связаны экономическими отношениями с Туркменистаном прежде всего в энергетической сфере. Ну и как мы понимаем по составу этих стран, вряд ли какие-то консультации будут публичными.
Основным кандидатом скорее всего является сын нынешнего президента — Сердар Бердымухамедов, считает эксперт по Центральной Азии и научный консультант Московского центра Карнеги Темур Умаров:
— Какая реакция Москвы может быть на этот транзит власти?
— Я думаю, Москва в курсе происходящего, Сердар приезжал в Москву в прошлом году, он встречался и со всеми представителями власти в России, он получал одно из своих образований в Дипломатической академии России, поэтому мне кажется, что Москва здесь держит руку на пульсе, не имеет ничего ни против, ни за.
Верхняя палата парламента Туркмении приняла так называемую «Национальную Программу социально-экономического развития государства на 2022 — 2052 годы». Представил ее Сердар Бердымухамедов. Детали программы пока неизвестны, но, вероятно, в ней будут описаны и механизмы передачи власти в Туркменистане.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

