16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.20 / ₽ 8218
  • RTS1178.69
22 февраля 2022, 12:28 Политика

Торговля вместо дипломатии: что удерживает мир от новой глобальной войны? Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Глобальная пандемическая повестка предсказуемо вытесняется военной, как уже не раз бывало в истории человечества. Самый яркий и последний по времени такой пример — испанка во время Первой мировой войны. Правда, тогда война предшествовала пандемии, а сейчас они поменялись местами, напоминает колумнист

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Похоже, единственное, что сейчас может уберечь мир от новой глобальной войны, — глобальная экономика. Но и она находится под самой большой угрозой и давлением за многие десятилетия.

Глобальная зависимость государств от торговых цепочек, взаимных платежей, поставок энергоносителей, совместные транснациональные бизнесы, международная интернет-торговля (возможности покупать товар в одной стране из другой) влияют на решения по санкциям или военным действиям больше, чем любые дипломатические усилия. Потому что дипломатия явно не работает.

При этом нам все равно надо отдавать себе отчет, что каждая новая локальная война существенно ослабляет Россию экономически. Реальные доходы населения до сих пор не восстановились до уровня 2013 года — последнего «мирного» до начала конфликта с Украиной и войны санкций. В 2013 году доля России в мировом ВВП по номиналу составляла 2,96%, а по итогам 2020-го (данных за 2021-й пока нет) сократилась до 1,75%. Более того, и в реальном выражении долларовый ВВП России по итогам 2020 года оказался ниже, чем был в 2013-м.

22 февраля 2014 года доллар стоил 35,68 рубля. 22 февраля 2022-го он стоит около 80 рублей. Причем никогда за уже восемь лет с момента начала конфликта с Украиной рубль и близко не возвращался на уровни «мирного» времени.

Тем не менее именно глубокая интегрированность в мировую экономику остается главной защитой, позволяющей России выдерживать те пока не очень значительные санкции, которые против нас введены. Европа по-прежнему критически зависит от поставок российского газа. Россия остается одним из крупнейших поставщиков энергоносителей на мировые рынки. При этом и мы зависимы от поставок иностранных технологий, гаджетов, программного обеспечения, ряда лекарств.

Однако глобальная экономика сейчас подвергается атакам сразу с двух сторон. Во-первых, со стороны изоляционистской политики. Государства пытаются уменьшить экономическую зависимость от других государств по политическим мотивам.

В частности, едва ли не самым значимым последствием первых санкций против России, введенных в 2014 году, стало создание национальной системы платежных карт «Мир». Причем главной ее задачей было не столько появление самих отечественных карт, сколько локализация обслуживания внутрироссийских операций по картам международных платежных систем Masterсard и Visa на территории России.

Сейчас Россия всерьез пытается «импортозаместить» иностранное программное обеспечение для своих компаний и банков. По такому же пути еще дольше идет Китай, создавший национальные аналоги практически всех главных международных интернет-сервисов и активно развивающий национальные технологии или крадущий чужие.

Второе направление атаки на глобальную экономику — «сверхглобализм» компаний и цифровых технологий. Криптовалюты поставили на уши практически все государства, потому что отнимают у них одну из важнейших монополий — на денежную эмиссию. Капитализация крупнейших транснациональных компаний и их влияние больше, чем у большинства государств мира.

Значительная и очень важная часть экономики уже по факту надгосударственная и внегосударственная. Географические границы государств становятся все более условными. Сотни миллионов людей живут в глобальном цифровом мире в такой же степени, как и в каком-то конкретном населенном пункте конкретной страны.

При этом, судя по тому, как развиваются события в России и мире в последние два года, мы видим, насколько пещерным и архаичным остается сознание людей, в том числе принимающих государственные решения. Технологический прогресс явно опережает развитие самого человека и человечества в целом.

Люди не демонстрируют умения договариваться друг с другом, идти на политические компромиссы. Под видом заботы о людях мы наблюдаем вопиющие проявления бесчеловечности и насилия даже в тех странах, которые до пандемии считались демократическими.

В конце концов, независимо от политических взглядов практически все люди хотят достойно жить, зарабатывать деньги честным трудом, не голодать, иметь возможность получать образование и качественную медицинскую помощь, путешествовать.

Когда дипломатия бессильна, когда общих идеалов у человечества явно нет, остается уповать на экономические интересы, которые у большинства людей и государств если не одинаковые, то очень похожие.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию