16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8148
  • RTS1171.06
6 марта 2022, 14:43 Компании

Практически все российские авиакомпании прекращают полеты за рубеж

Лента новостей

Перевозчики один за другим сообщают об этом. Например, 6 марта «Уральские авиалинии» информировали о приостановке полетов в Египет до конца мая

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 16:00

Российские авиакомпании почти полностью отказались от полетов за рубеж. Это связано с тем, что значительная часть бортов находится в лизинге у западных компаний, которые из-за санкций теперь не могут передавать самолеты российским перевозчикам.

Ранее сегодня же появилось сообщение, что в Шарм-эль-Шейхе задержали борт «Уральских авиалиний», который собирался вылетать в Москву. Туристы вернулись в отели. Источники РИА Новости сообщали, что борт был задержан из-за заявки лизингодателя. Позже в российском посольстве заявили, что проблема с этим рейсом возникла из-за закрытия неба Европы, компания прорабатывает альтернативный маршрут.

Судя по данным СМИ, у российских компаний в лизинге находятся две трети самолетов. Одна треть — в собственности. Например, авиапарк «Аэрофлота» — 186 бортов. Как минимум 98 принадлежат AerCap. Это крупнейший в мире лизингодатель. Сколько самолетов у «Аэрофлота» в собственности, в открытых источниках найти сложно.

Почему нельзя летать на собственных бортах за рубеж? Комментирует гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации, член Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Виктор Горбачев:

— Пока мы не разберемся с этими машинами, которые у нас находятся в лизинге, которые собираются отзывать, мы в это время их запускаем на внутренние рейсы, поэтому есть опасения, что собственный парк у нас за рубежом могут просто арестовать.

— Тот, который не находится в лизинге?

— Который даже не находится, чтобы мы вернули те самолеты, которые у нас здесь находятся. Есть уже прецеденты и в Баку, и в Ереване, поэтому не надо рисковать. А те тоже сидят все на лизинге, если они не послушаются лизингодателя, у них отберут машины. Коса на камень, это не нормальная практика, но раз уж пошло такое рубилово, ничего не сделаешь.

— При этом сегодня «Азимут» и Utair заявили, что сохраняют международную программу, в Стамбул будут летать, в Баку.

— Ну дай бог, чтобы к членам НАТО прилететь и ничего не было, на свой страх и риск абсолютно точно. Турки потирают руки, потому что у них Анталия, все попрутся туда, значит, там взвинтят цены в два раза, в Египет никто уже не полетит. Тех, которые сидят все на лизинге, всех предупредили.

— Почему «Азербайджанские авиалинии» не могут летать в Россию, здесь какие риски?

— Если они полетят, кроме России, еще куда-то в Европу, у них тоже могут арестовать самолеты.

— А Европа просто скажет, что мы ввели санкции против России, а так как вы летаете в России, поэтому мы против вас тоже санкции?

— Да, может быть и такое. Могут и узбеков остановить, казахов.

Так или иначе, пока о сохранении международной программы заявили только «Азимут» и Utair — об этом сообщает сервис Aviasales со ссылкой на представителей этих перевозчиков. «Азимут» продолжит летать из Сочи в Стамбул, а из Минвод — в Гюмри и Баку. Utair будет летать в Ереван из Москвы и Тюмени, а в Стамбул из Грозного.

Но риски есть для всех, так как самолеты, которые сейчас имеются в России от иностранных лизингодателей, скорее всего, будут национализированы, и это будет иметь последствия. Конкретный пример приводит главред портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

— Допустим, есть самолет Avalon ирландской лизинговой компании, один они отжали уже в Турции, два остались, например, у «Победы». «Победа» на них если летает внутри страны, не отдает, то есть он национализируется, начинает принадлежать, условно говоря, России, и по решению суда европейского могут арестовать самолет, которым та же «Победа» прилетит в другую страну. Равноценный самолет, ровно такой же Boeing, его могут арестовать, потому что вы забрали наши самолеты, мы заберем ваш самолет. Мы переходим к парадигме, когда у кого самолет есть, кто его контролирует, того и тапки.

— При этом «Азимут» и Utair, две авиакомпании, заявили, что они сохраняют международную программу.

— У Utair самолеты в собственности. У «Азимута» суперджеты в российском реестре и от российских лизингодателей. «Азимут» рискует, потому что могут суперджеты арестовать просто в качестве компенсации за национализированные самолеты. У Utair тоже могут что-то арестовать, но вопрос в том, что они пока продолжают. Сейчас они пока вне риска, до 28 марта по крайней мере они могут летать совершенно спокойно, до этого момента ни один суд не сможет принять решение об аресте российских самолетов.

Что касается российских самолетов, заметная доля — 361 борт — взяты нашими перевозчиками в лизинг не у иностранных, а у российских компаний: ГТЛК, Сбербанк-лизинг, ВТБ-лизинг, ВЭБ-лизинг, ИФК. Помимо проблемы лизинга, также есть вопрос страховок для полетов за рубеж: у каких-то бортов они на данный момент аннулированы.

Билеты гораздо дороже, чем обычно. И не только на ближайшие даты, но и на майские. Например, билет на рейс «Победы» из Москвы в Стамбул на одного человека на праздники стоит около 120 тысяч. О расценках говорит директор по развитию платформы бронирования туров «Скидки онлайн» Игорь Блинов:

Игорь Блинов директор по развитию платформы бронирования туров «Скидки онлайн» «Есть варианты улететь со стыковками, но максимальное количество возможных направлений это через Стамбул, потому что через Стамбул можно улететь практически в любой конец света, соответственно, вернуться тоже. Есть рейсы некоторые через Белград, есть ряд других направлений как Казахстан, Узбекистан, это зависит от того, где этот пассажир находится. Я не могу назвать сейчас точную стоимость, сколько это обойдется по той или другой стране. Большое, конечно, разочарование к тому, что происходит. Конечно же, это десятки тысяч рублей, чем дольше плечо, чем дольше мы летим, соответственно, тем дороже билет, но меньше 10-20 тысяч сейчас прилететь или улететь ниоткуда нельзя. Если мы говорим о стыковке в Стамбуле, то стоимость билета из Стамбула до Москвы измеряется десятками тысяч рублей. Плюс, вы закладываете сюда стоимость перелета, например, из Лондона, например, из Рима, из Мадрида, из Нью-Йорка».

Эксперты советуют российским туристам в связи с постепенной приостановкой работы в России иностранных агрегаторов по продаже билетов покупать их напрямую на сайтах авиакомпаний.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию