16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.10 / ₽ 8219
  • RTS1169.12
24 марта 2010, 15:41 СМИПраво

Телевикторина доигралась до уголовной статьи

Лента новостей

Московское УБЭП завело уголовное дело из-за обмана зрителей телевикторины на 7ТВ. Создателем телешоу была компания AcTVt. Число пострадавших зрителей исчисляется сотнями

УБЭП ГУВД Москвы завело уголовное дело по факту обмана телезрителей на телевикторине канала 7ТВ. Скриншот ролика на RuTube
УБЭП ГУВД Москвы завело уголовное дело по факту обмана телезрителей на телевикторине канала 7ТВ. Скриншот ролика на RuTube

Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) ГУВД Москвы завело уголовное дело по факту обмана телезрителей на телевикторине канала 7ТВ. Об этом сообщил РИА «Новости» руководитель пресс-службы московского УБЭП Филипп Золотницкий.

«В последнее время в УБЭП ГУВД по Москве поступили многочисленные заявления от граждан о возможных мошеннических действиях со стороны руководителей телевикторины «Спортмания», выходящей в эфир на одном из телеканалов, который на возмездной основе размещал в эфир телеканала указанную программу», — сказал Золотницкий.

Как следует из жалоб в ГУВД, желающие поучаствовать в викторине звонили со своих мобильных телефонов на указанный в программе номер. Позвонивших просили подождать соединения с прямым эфиром. Однако дождаться соединения гражданам так и не удавалось — спустя некоторое время их звонки обрывались. «В результате данных телефонных разговоров со счетов абонентов списывались имевшиеся на момент разговора денежные средства, а перерасход денежных средств записывается в долг», — говорит представитель УБЭП по Москве.

Теперь же тем, кто звонил и так и не дозвонился до телевикторины «Спортмания», в УБЭП предлагают позвонить по телефонам 8 (495) 950-46-47 и 8 (495) 950-44-67. Как сообщили BFM.ru в УБЭП, к 11 утра к ним обратилось уже несколько десятков пострадавших любителей телевикторин, и их число продолжает расти.

После неоднократных жалоб со стороны зрителей телевикторины «Спортмания» сотрудники девятого отдела второй оперативно-розыскной части по линии БЭП ГУВД Москвы провели проверку, в результате которой изложенные в заявлениях факты подтвердились, отметил Филипп Золотницкий. Выяснилось также, что входящие звонки в студию искусственно удерживали сотрудники передачи, а чтобы сымитировать дозвонившихся в эфир зрителей, они сами осуществляли звонки.

Между тем, как официально заявил журналистам замначальника ГУВД Москвы по экономической безопасности Виктор Васильев, ГУВД проверяет версию о возможном сговоре между организаторами незаконных телевикторин и операторами сотовой связи. «Будут проведены все необходимые проверки», — пообещал Васильев.

В одном из сотовых операторе, «ВымпелКоме» (ТМ «Билайн») BFM.ru сообщили, что пока обращений абонентов с жалобами на списание денег через телевикторины не зафиксировано. «Запросы от правоохранительных органов также на данный момент не поступали, — подчеркнул представитель «Билайна». — Тарификация начинается с третьей секунды разговора, когда абонент уже дозвонился и услышал за первые секунды, что услуга платная. Далее пользователь сам принимает решение, продолжать ожидание, прослушивание автоответчика или же повесить трубку». Если абонент попадает на автоответчик, но при этом его не выводят в эфир, то этот вопрос не к оператору, а к самой услуге, которую предоставляет контент-провайдер, говорит представитель компании. «Роль «Билайна» заключается в обеспечении технической возможности доступа абонентов к услугам контент-провайдеров», — отмечает собеседник BFM.ru.

Сейчас в программе телепередач 7ТВ не значится викторина «Спортмания», вместо нее в сетке вещания другая викторина «Алло, Гавайи», по замыслу организаторов, она транслируется «в целях пропаганды здорового образа жизни и популяризации экстремальных видов спорта». «Лицо, позвонившее в викторину во время прямого эфира ... имеет возможность встать в очередь желающих попасть в эфир. По ходу телепередачи, исходя из целесообразности художественного наполнения ТВ-шоу, редактор принимает решение о выводе звонков в прямой эфир. Звонки выводятся в прямой эфир в порядке очереди», — сообщается в правилах участия в программе.

Юристы канала оказывают содействие органам следствия, сообщил BFM.ru представитель 7ТВ. «Мы обратились к компании, которая осуществляла производство и размещение в нашем эфире данной программы с просьбой прояснить ситуацию и прокомментировать выдвинутые обвинения. По утверждению организаторов, все участники программы получали обещанные призы, что подтверждено имеющимися у организаторов документами», — рассказали BFM.ru на 7ТВ. Сейчас руководство телеканала разбирается в ситуации, а выход «в эфир всех викторин приостановлен самим каналом». «Если данного рода викторины будут признаны нелегитимными, нашему примеру должны, видимо, последовать и другие эфирные и кабельные каналы, — утверждает официальный представитель 7ТВ. — Нам не известно о наличии каких-либо других уголовных дел в отношении подобных передач на нашем или других каналах».

Как следует из данных Wikipedia, «Спортмания» выходила в эфире 7ТВ с мая 2008 года по конец января 2010 года. Производителем викторины была компания AcTVt, по ее собственным данным, «лидер российского рынка в области создания и реализации телевизионных развлекательных шоу с элементами интерактива». «Кредо компании — «Думать о зрителе», — говорится на сайте компании.

Создатели «Спортмании» также не смогли прокомментировать сообщения об уголовном деле, связанном с викториной их производства, отметив, что «информация не совсем корректна».

«Возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору)», — сообщили в УБЭП. Если обвинения следователей подтвердятся, виновным грозит лишение свободы на срок от 2 до 10 лет в зависимости от способа исполнения (в составе организованной группы, по предварительному сговору), а также от величины причиненного ущерба, говорит BFM.ru эксперт компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.

«Кроме того, с виновных могут быть взысканы штрафы до 1 млн рублей. Телеканал же несет ответственность по действующему законодательству не больше, чем бизнес-центр, предоставивший офисное помещение мошенникам. Если будет доказана связь и участие работников телеканала в преступлении, то такие лица могут быть признаны соучастниками», — добавляет юрист.

Прецеденты судебных разбирательств в России по похожим случаям обманов потребителей крайне редки, но они есть, напоминает Липатов. Так, в марте этого года Арбитраж Магаданской области оштрафовал на 30 тысяч рублей компанию МТС за неправомерное списание средств со счета абонента, использовавшего короткие SMS-номера. «Впервые ответственным был признан оператор связи, а не контент-провайдер. Теперь МТС предоставляет сервис, благодаря которому можно уточнить действительную стоимость звонка или СМС на короткий (платный) номер», — говорит эксперт «Налоговика».

При этом для регулирования деятельности организаторов подобных викторин на телевидениях и радиостанциях в России нет соответствующих органов. Формально деятельность телеканалов входит в сферу компетенции Минсвязи, а в январе 2010 года к ведомству уже обращался вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский. Депутат просил главу министерства Игоря Щеголева сократить на российском телевидении количество передач-викторин, для участия в которых нужно отправить sms или делать платный звонок. Политик предложил также и другой вариант решения вопроса с телевикторинами: полностью убрать такие программы из сетки вещания.

Как сообщил Жириновский BFM.ru, сейчас Минсвязи рассматривает обращение. «Это было даже не обращение, а требование — оградить граждан от мошенников, защитить их средства и личные данные, — заявил вице-спикер Госдумы в интервью BFM.ru. — Мы утверждаем, что надо сократить призывы к гражданам участвовать в таких сомнительных викторинах. Призывая отправлять sms или звонить, телепередачи провоцируют граждан делится своими данными с неблагонадежными поставщиками контента». Кроме того, как считает депутат Госдумы, определенную ответственность за сложившуюся ситуацию с телевикторинами несут и сами сотовые операторы. «У них есть данные о номерах, о счетах абонентов, которые могут попадать к мошенникам, поэтому необходимо усилить уголовную ответственность компаний за передачу личных данных наших граждан», — считает Жириновский.

Между тем, в Великобритании, например, платными телефонными услугами занимается специальный регулятор PhonepayPlus. В середине этого десятилетия данный регулятор занимался, в частности, платными викторинами на телевидении. Так, широкую огласку получило дело телешоу «You Say, We Pay»: почти 2,5 млн зрителей продолжали звонить «в эфир» уже после того, как были отобрана группа наиболее вероятных претендентов на победу. В платных услугах были уличены такие крупные британские каналы, как Channel 4, BBC1 и сразу несколько популярных шоу на ITV.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию