Россия сокращает производство упаковочного картона из-за снижения спроса
Лента новостей
Основной покупатель российского тарного картона находится за рубежом — в основном, это Китай. На экспорт больше всего шел целлюлозный картон, причем закупала его Европа

Обновлено в 15:03
Производство упаковочного картона в России сократится на четверть. Об этом РБК рассказал гендиректор «Лиги переработчиков макулатуры» Андрей Гурьянов. Производители отмечают, что с конца февраля спрос на этот продукт снизился почти на треть или на 130 тысяч тонн в месяц.
По мнению Гурьянова, попытки привлечь дополнительных заказчиков могут разрушить отрасль. Сейчас производители пытаются удержать цены на уровне февраля: от 51 до 68 тысяч рублей за тонну без учета НДС.
Основной покупатель российского тарного картона находится за рубежом — это Китай, на который приходится более 50% экспорта. Кроме того, картон поставлялся, в частности, в Сенегал, Гватемалу, Эквадор, Италию, Германию, Турцию, Вьетнам, а также в Узбекистан, Прибалтику и на Украину.
Сейчас главная проблема — это логистика, а переориентировать производство сложно и дорого, говорит вице-президент Национальной конфедерации упаковщиков, главный редактор журнала «Тара и упаковка» Игорь Смиренный:
— С Китаем [торговать] можно, но только логистика товарообмена затруднительная, морским путем сейчас трудно везти, поездом везти очень долго и тоже проблематично, то же самое и с Индией.
— Можно ли переориентировать производство на что-нибудь другое? Можно ли делать не тарный картон, а что-то другое?
— Помните, мы делали треугольные пакеты?
— Конечно.
— Делался этот материал на «Ламбумизе». Мы взяли машины Tetra Pak, разобрали их до винтика, сделали чертежи и начали сами выпускать эти машины. Но вопрос в том, остался ли этот Кропоткинский машиностроительный завод, где он, кто там работает? Ведь это было в 1970-1980-е годы.
Основное направление экспорта — это целлюлозный картон. В последние годы он очень мало использовался на российском рынке, который использует макулатурный тарный картон в связи с успешным развитием мощностей по его производству
Говорит замдиректора Центра московского госуниверситета пищевых производств «Современные технологии в упаковке и технологии рециклинга» Максим Новиков:
— Экспорт для целлюлозников был ключевым направлением сбыта, связано это с тем, что в Европе целлюлоза не производится в нужном количестве, они заинтересованы в покупке нашей. Получается, целлюлозники примерно половину из всего того, что производили, отправляли на экспорт. Если взять общий рынок целлюлозный, то есть макулатурный, это как раз примерно 25% общего пирога. Переориентация возможна, здесь нужно просто понимать, что специфика этого бизнеса состоит в том, что контракты заключаются в основном длинные, и нужно переконтрактовываться. Если речь идет об экспортных поставках, цикл экспортной сделки занимает несколько месяцев. У меня был объем 100 тысяч тонн, если я его продавал раньше в Италию, мне сначала нужно проверить, подходит ли этот вид картона какой-то другой стране, куда я это могу довезти, отправить туда образцы, провести некие испытания, просчитать логистику, договориться по цене, заключить новый контракт. Все это может занимать от четырех до девяти месяцев до реальной поставки в промышленных объемах.
— А есть, куда сбывать?
—Крафтлайнеры, они же целлюлозные картоны, достаточно интересны на азиатском рынке, это и Китай, и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, потому что наша целлюлоза очень качественная, и она позволяет поддерживать на рынке среднюю длину волокна, то есть позволяет восполнять первичное волокно, которого не хватает, например, на рынке Западной Европы, из-за чего там и был спрос на наши картоны в таком объеме.
Пока падение рынка упаковки составляет от 5% до 10%, оно не катастрофическое, но идет медленное сползание вниз. Сокращение спроса произошло и на внутреннем рынке из-за ухода крупных иностранных ретейлеров, которые являлись покупателями упаковки, произведенной из тарного картона.
Говорит Юрий Алпеев, директор по стратегическому маркетингу группы компаний «Готэк» — производителя упаковки:
— Мы видим потери где-то около 8% по апрелю.
— А каков прогноз на май-июнь?
— Очень сложно давать прогнозы, поскольку фактор неопределенности не снимается, многие вопросы, связанные с логистикой, не решены, часто это пальцем в небо по большому счету. Мы видим падающий тренд в производстве.
— Рынок сильно просел из-за того, что Европа перестала покупать?
— Это не Европа перестала покупать, а именно европейские компании, которые работают в России, это Procter & Gamble, Mars, которые занимали серьезную долю на рынке. Мы поставляем для них упаковку. С учетом того, что они сокращают деятельность в России, действительно, происходит сокращение ассортимента. Понимаете, упаковка имеет свое свойство работать внутри страны, она очень редко выходит за территорию в чистом виде как упаковка, поскольку есть ограничения логистические.
— Производство упаковки внутри России сейчас не замкнуто, что-то есть, что необходимо получать извне?
— Конечно, есть проблемы, связанные, например, с красками, особенно много проблем будет в области запасных частей для оборудования, поскольку упаковочная индустрия создана фактически на импортном оборудовании. Здесь, правда, есть нюансы, связанные с тем, что многое оборудование делается в Китае, других странах, которые дружественны по отношению к нам, поэтому мы можем поправить эту ситуацию, но на это требуется время.
По данным «Лиги переработчиков макулатуры», запасы тарного картона на их складах уже составляют около 650 тысяч тонн, что сопоставимо с производством за полтора месяца.
Рекомендуем:




Рекомендуем:



















