16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.19 / ₽ 8158
  • RTS1171.06
2 мая 2022, 13:42 Компании

РСПП просит Думу легализовать фирмы-«матрешки»

Лента новостей

Запрет на фирмы, в которых сразу невозможно установить истинного владельца, действует еще с 1995 года. Просьба РСПП — это не возвращение в 90-е, а способ избежать последствий западных санкций, уверены эксперты, поскольку банкам и налоговой конечные бенефециары известны все равно, а западным партнерам о них знать необязательно

Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Российский бизнес попросил Госдуму убрать запрет на фирмы-«матрешки» — когда одна организация владеет 100% другой, а той в свою очередь принадлежит 100% третьей структуры.

Об этом пишет РБК со ссылкой на письмо главы РСПП Александра Шохина председателю комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергею Гаврилову.

Глава союза предлагает упразднить запрет об акционерных обществах, введенный в 1995 году, для облегчения компаниям структурирования бизнеса в условиях западных санкций. По мнению Шохина, отмена запрета на такую схему владения должна коснуться всех хозяйственных обществ.

Сейчас закон уже делает исключение для «внучек» оборонных концернов и госкорпораций «Роскосмос» и «Ростех», а Российская Федерация, когда передает активы на 100% принадлежащим государству организациям, оставляет за собой одну акцию для соблюдения закона. Шохин счел это дискриминацией частного бизнеса, регионов и муниципальных образований. Комментирует директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:

— В России считается, что если узнать, кто фактический владелец компании, Петров или Иванов, то теоретически могут в отношении этого лица какие-то производить злоумышленные действия по заказу конкурентов, может быть, каких-то коррупционеров, поэтому считается, что если не знают, кто владелец, то и таких проблем будет меньше. Поэтому создавалась такая своеобразная «матрешка», которая скрывает истинного владельца. Вот и был призван с этим бороться этот запрет. Считалось, что компания, которой владеет другая компания и третья, не имеет никакого смысла, потому что теоретически все равно за этими компаниями стоит одно лицо. Поэтому необходимо было, чтобы у компании, если за ней другая компания стоит, хотя бы пара владельцев других была, теоретически тогда этот субхолдинг как-то можно было обосновать, что не один владелец, а больше. Этот закон действительно легко обходился: или двух владельцев ставили, или ставили мизерную долю, 0,01%, директора среди акционеров, а на другую долю ставили компанию и за ней скрывали настоящего владельца. Не то чтобы это кому-то принципиально мешает, то есть мы видим, да, тем, кто под санкции попал, оборонным предприятиям, чтобы выпутаться из своих житейских проблем оперативно, эта норма немножко мешает. Тем бизнесменам, которые уже этот закон знают и обходят как минимум теми способами, о которых я сказал, ну, если его уберут, будет проще, потому что в реальной жизни действительно такие ситуации случаются. Я знаю, что даже среди продвинутых клиентов иногда такие казусы всплывают. И они удивляются, что, оказывается, за этим могут последовать плохие потом для них последствия.

— Сейчас хотят этот запрет убрать потому, что это какой-то атавизм или потому, что это поможет скрыться от санкций?

— Те, кто от санкций хотят скрыться, понимают, что этот закон им ничуть не помогает, и скрываются от этих санкций. А просто, видимо, руки дошли, Шохин внимание на это обратил, захотели это убрать. Если убрать, негативных последствий тоже никаких не будет.

Отмена запрета на «матрешки» поможет организациям, находящимся под санкционным риском, считает гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» Станислав Машагин:

— Самая известная компания-«матрешка» в России это «Сургутнефтегаз». Многие компании в газовой отрасли похожим образом устроены. У всех разные цели, раз бизнес требует, надо смотреть, зачем это происходит и к чему это ведет. В целом у нас иностранные юрисдикции сейчас закрыты, нужно как-то пытаться задачи, которые есть перед компаниями, решать внутри РФ. Мне не кажется, что это что-то плохое. В конечном счете для любого банка конечный бенефициар всегда раскрывается. Если захочешь вычислить, даже эту конструкцию всегда вычислишь. Например, банки-брокеры и даже налоговая инспекция всегда знают, кто конечный владелец компании, и видят это все онлайн.

— Тогда какой смысл?

— Как раз в этом и смысл, что все, кому надо знать, тот знает, а со стороны не видно, и это помогает работать в условиях западных санкций, не нанося вред окружающим, то есть снять вот эту галочку, чтобы контрагентам не сделать хуже, и для того, чтобы работе такого предприятия или с какими-то активами, чтобы нельзя было пытаться препятствовать их работе со стороны. Это как раз для западных коллег, которые не смогут ничего с этим поделать, потому что формально это не моя компания, а дяди Васи.

— Какие-то негативные последствия могут быть?

— В принципе, негатива никакого. Все, кто хотят нарушать и жить не по закону, скрывать свое истинное лицо, те это и так делают. Все, кто не хочет этого делать, те даже в компаниях-«матрешках» будут вести себя честно и открыто.

В середине апреля Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий государству передавать 100% акционерного общества предприятиям, которые сами на 100% находятся в собственности страны, напоминает РБК.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию