Теперь не разгонишься: скорость электросамокатов хотят ограничить до 25 километров в час
Лента новостей
А в парках могут разрешить скорость до 6 километров в час. В правительстве готовят новый ГОСТ по средствам индивидуальной мобильности, включающие требования к размеру колес, световым приборам, маркировке электросамоката и другим параметрам
Скорость всех электросамокатов ограничат. В правительстве планируют принять новый ГОСТ, который установит требования к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), ввезенным в Россию. Правила будут касаться не только электросамокатов, но и моноколес, а также других подобных устройств. Сейчас документ проходит согласование. В частности, предлагается ограничить скорость средств индивидуальной мобильности до 25 километров в час, а в парках — до 6 километров в час. Кроме того, ГОСТ введет требования к размеру колес, световым приборам, маркировке электросамоката и другим параметрам.
Требования по скоростным ограничениям уже должны выполнять компании, предоставляющие электросамокаты в аренду, их ввели в 2021 году. Любое регулирование в этой сфере — благо, поскольку сейчас с точки зрения закона люди на электросамокатах приравниваются к быстроидущим пешеходам, мопедам или мотоциклам, говорит автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Появление любого документа, регламентирующего электросамокаты, нужно приветствовать, потому что это новый вид транспорта, мы сейчас стоим на пороге революционного перехода на средства индивидуальной мобильности, можно сравнить его с переходом с гужевых повозок на автомобили в начале XX века. Главная проблема любого средства транспорта — безопасность, на безопасность влияет только один параметр — это скорость в данном случае, так как пассивных средств безопасности у скутеров, моноколес нет, водители открыты всем ветрам, что называется. Единственное, что может их защитить, — это невысокая скорость. Поэтому характеристики шин — это важная вещь, диаметр, ширина — тоже важная вещь, потому что маленькие колеса попадают в яму на дороге, и [люди] падают, попадают в аварии. Но первое и самое важное — это скорость, поэтому ее надо жестко ограничивать. Как это сделать технически — большой вопрос, поскольку все-таки это некий гаджет на колесах, как мы знаем, по использованию ВПН на телефонах, любой запрет можно обойти с помощью несложного приложения, здесь ровно то же самое. Кто и как это будет контролировать — вот главный вопрос».
Будут ли производители электросамокатов подстраиваться под новые стандарты и вырастет ли цена? Рассуждает организатор движения городских самокатов Let's kick Александр Нилов:
Александр Нилов организатор движения городских самокатов Let's kick «На рынке много моделей разного ценового диапазона, будут ли они эти функции поддерживать? Мое предположение, что нет, далеко не все займутся адаптацией своих моделей под российский ГОСТ, если его примут в том виде, в котором он есть сейчас. Мы увидим сокращение моделей, и их удорожание будет тоже очевидным. Если такой ГОСТ, как сейчас, будет принят, этот черновой вариант, который планируют обсуждать до конца июня, если в него не будет внесено критических изменений, например, есть большая вероятность, что из продажи исчезнут моноколеса, потому что они под этот ГОСТ подходить не будут. Следующий момент возникает с необходимостью автоматического замедления, то есть контролем медленных зон, если у операторов шеринг-сервисов есть свои базы данных медленных зон, которые согласовываются с городами, с администрацией, вопрос, кто будет администрировать эту базу данных, кто будет этим заниматься для частных самокатов. Получается, должна быть создана организация, скорее всего государственная, реестр медленных зон или как-то еще он будет называться. Сами понимаете, что взаимодействие с какой-то государственной структурой таким же образом повлечет кучу согласований и удорожание. Это если говорить про технические особенности, которые предлагаются в ГОСТе. Там достаточно много всего, и многое из этого кажется излишним. Получается, что требования к электросамокатам в моменте даже выше, чем требования к велосипедам, которые являются транспортным средством. Очень странно выглядит введение жестких, практически заградительных ограничений на фоне отсутствия правил дорожного движения для средств индивидуальной мобильности. Кажется, что логичнее было бы ввести правила, а затем уже вводить ограничения».
С увеличением количества самокатов, к примеру, в Москве, только количество арендных устройств сейчас больше десяти тысяч, увеличивается и количество аварий. По данным МВД, в 2021 году произошло 672 аварии с участием средств индивидуальной мобильности, это почти на 70% больше, чем в 2020-м. 20 человек погибли и 704 ранены. При этом кикшеринговые самокаты участвовали всего в 10% ДТП. Среди основных причин эксперты называют высокую скорость, отсутствие ограничений на допуск к управлению самокатом, отсутствие регулирования.