16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
23 июня 2022, 23:50 Политика

Киев и Кишинев приглашают в ЕС в порядке исключения. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Украина для вхождения в состав сообщества теперь должна провести как минимум семь важных преобразований. Для Молдавии список «домашних заданий» еще шире. Как долго эти государства будут странами — кандидатами на членство?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Саммит Евросоюза предоставил Украине и Молдавии статус страны — кандидата на вступление в состав сообщества. Грузии пока отказано в предоставлении такого статуса: ей предписано сначала выполнить целый ряд условий. Что ждет Украину и как быстро она станет полноправным членом ЕС?

Решение Евросоюза имеет на текущем этапе прежде всего символическое значение в плане поддержки Киева в противостоянии с Россией. Конечно, пока боевые действия не закончатся, ни о каком полноправном членстве и речи быть не может. Доводилось встречать мнение, согласно которому путь Украине в обозримом будущем в союз закрыт еще и по причине нерешенных, как это формулируют в Европе, территориальных вопросов. Неизвестно, в каких границах и когда именно Украина выйдет из конфликта с Россией. Остается также Крым, который в Европе продолжают считать украинским. Можно теоретически представить, что Киев пошел бы на территориальные уступки ради членства в ЕС. Однако на текущий момент это представляется политически невозможным для украинских властей.

Есть, кстати, пример Сербии, которая ходит в кандидатах десять лет, но отказывается признавать независимость Косово, хотя это является одним из главных условий для приема в союз. С другой стороны, есть и прецедент Кипра, который в ЕС приняли, несмотря на нерешенность с середины 1970-х годов проблемы Северного Кипра. Для Украины европейцы уже пошли на такое большое число исключений из правил, что могут пойти еще не на одно. Сам статус кандидата предоставлен в порядке исключения. Как ни парадоксально, но, не находись сейчас Украина в таких отношениях Россией, никто бы ее в ЕС не пригласил. Само обращение Зеленского с просьбой о приеме состоялось 28 февраля и было весьма неожиданным. Но ведь и отказать в такой ситуации Европа не могла.

Теперь, не откладывая в долгий ящик, Киев должен провести как минимум семь важных преобразований: провести реформу Конституционного суда; продолжить в целом судебную реформу — проверить на добросовестность всех кандидатов в Высший совет правосудия; усилить борьбу с коррупцией и назначить главу Специализированной антикоррупционной прокуратуры; обеспечить соответствие законодательства о борьбе с отмыванием денег стандартам FATF; внедрить антиолигархический закон; согласовать аудиовизуальное законодательство с европейским (закон о медиа); изменить законодательство о нацменьшинствах. Большинство из этих требований предъявлялись Киеву и раньше, но в их выполнении он не преуспел. Первый доклад о ходе выполнения семи вышеупомянутых требований Киеву надо будет представить уже до конца текущего года. Кстати, для Молдавии список «домашних заданий» еще шире.

Тут обычно в разговор вступают скептики, которые отмечают, что путь Украины в Европейский союз может занять даже не годы, а десятилетия. Если следовать именно обычной процедуре вступления, то процесс действительно может растянуться, хотя некоторые представители украинских властей говорят о возможности достичь готовности к полноправному членству уже до конца нынешнего года. А вот Польше, примерно равной Украине по населению, но обладавшей куда более высоким уровнем развития, потребовалось десять лет с момента подачи заявки на членство в 1994 году до фактического вступления. Причем это происходило в мирное время и на фоне стабильных демократических институтов. За столь долгий срок нынешняя поддержка Киева со стороны ЕС по мере затягивания боевых действий или же перехода их в позиционное противостояние может ослабнуть.

На сегодня в статусе кандидатов по-прежнему ходят такие «старожилы», как Албания (с 2014 года), Северная Македония (с 2005), Сербия (с 2012), Черногория (с 2010), а Турция так и вообще с 1999 года. Но в последнем случае речь о политических проблемах, которых у Украины с ЕС на сегодня нет. И ее будут продолжать тянуть под общеевропейскую крышу. Хотя вряд ли примут раньше, чем страны Западных Балкан, поскольку это уже будет совсем «за уши притянуто».

А вот грузинское руководство не скрывает разочарования: статус кандидата стране пока не предоставлен. Видимо, Еврокомиссию не удовлетворили ответы правительства Грузии на анкету ЕС из 2600 пунктов, охватывающую все сферы жизни. Причины отказа, впрочем, преимущественно политические. Брюсселю не нравится, как правящая партия «Грузинская мечта» пришла к победе на выборах 2020 года. Затем Тбилиси не смог провести судебные реформы, которых требовал ЕС. В Европе считают, что в Грузии ухудшилось состояние свободы прессы, хотя никаких проблем по этой части не видят на Украине. Наверняка сыграло свою роль и то, что Тбилиси отказался присоединиться к антироссийским санкциям. А таких, как поется в известной песне, «не берут в космонавты».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию