В Минфине предложили сократить расходы на госпрограммы на 1,6 трлн рублей
Лента новостей
Такие меры могут коснуться 59 из 62 программ на 2023-2025 годы, сообщает газета «Ведомости». Средства планируют сосредоточить на наиболее приоритетных направлениях
Обновлено в 20:36
Минфин предложил сократить расходы по госпрограммам на 1,6 трлн рублей. Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на материалы министерства, меры в 2023-2025 годах коснутся 59 программ из 62.
Больше всего расходов планируется снять с госпрограммы «Развитие транспортной системы» — 390 млрд рублей за три года. Госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» сократится на 200 млрд рублей. Среди других направлений под сокращение — «Научно-технологическое развитие» и «Обеспечение обороноспособности страны»: на 150 млрд и 120 млрд рублей соответственно.
Оценить сумму сокращения Business FM попросила главного экономиста ПФ «Капитал» Евгения Надоршина:
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Это скорее прощупывание почвы. Предложения по уменьшению расходов и, естественно, по уменьшению дефицита, может быть, попытки получить дефицитный бюджет на понятном среднесрочном горизонте. Надо смотреть, во что они будут выливаться. У меня нет ощущения, что это сколь-нибудь серьезное сокращение, если мы говорим о бюджете 2023, 2024 и 2025 годов. То есть, грубо говоря, по 500 с копейками миллиардов рублей на каждый год — это ни о чем. В масштабах общих доходов и расходов бюджета, где речь будет идти о более чем 25 трлн рублей, это маломатериальные суммы, то есть мы говорим о чем-то сопоставимом с 2% условно. Понятно, что это первые шаги. Мне кажется, сейчас большая часть исполнительной власти, включая и сотрудников Минфина, полноценно столь длинными горизонтами, как один-три года, не мыслят. Просто, возможно, есть какие-то очевидные категории, которые хочется выковырять из каких-то статей госпрограмм, содержание которых со стороны все равно понять достаточно сложно, но которые позволяют виртуально придерживаться курса. И вот мы видим это предложение, и вот результат. Там есть растущие расходы, в частности, социального характера, которые нужно чем-то компенсировать. Чтобы виртуально сохранять ощущение близости к балансу, на этих более длинных горизонтах просто встречное предложение, чтобы любители потратить не забывали: есть цели и задачи. И вот, в частности, основная, по сути дела, пронизывающая всю экономическую политику многих лет цель и задача — бюджет без дефицита. Что же касается того, что наш бюджет профицитный, а речь идет о сокращении расходов, я не думаю, что есть шансы сохранить бюджет в профиците до конца этого года. То есть по итогам года профицит в бюджете получить можно, но в отдельном месяце все-таки я рассчитываю увидеть в бюджете дефицит во втором полугодии».
Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников считает, что оптимизация бюджета ожидаема:
Дмитрий Солонников политолог, директор Института современного государственного развития «В том, что будет сокращение бюджета, ни у кого сомнений не было, нынешняя ситуация говорит о том, что и федеральный, и региональный бюджет будут менять. Бюджет, который планировался на 2022 год с перспективой до 2024 года, давался в ощущениях активного экономического роста, а теперь мы видим заметное падение. Дальше вопрос, за счет чего проводить секвестирование бюджета. Основная задача — это социальная поддержка населения, что, в общем, логично. Другой вопрос, сокращение других статей, нужно внимательно смотреть, за счет чего происходит сокращение предприятий, сокращение госзаказов, там тоже будет сокращаться заработная плата, которую получают специалисты. А статьи, которые сокращаются, наверное, логичные, не все нужно здесь и сейчас, могут подождать год-другой, при позитивном развитии экономики в них необходимо вкладываться, имея в виду стратегию развития, при нынешней ситуации, да, можно отложить до лучших времен, видимо, эти направления нашли в тех отраслях, которые сейчас идут под сокращение».
В Минфине планируют сосредоточить средства на наиболее приоритетных направлениях. Так, больше всего, на 1,2 трлн рублей, расходы планируется нарастить по госпрограмме «Социальная поддержка граждан», чтобы к 2025 году расходовать на это до 3,9 трлн рублей. Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:
Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «Минфин предлагает 1,6 трлн рублей убрать из национальных программ, и в то же время первые лица говорят, что 2 трлн рублей будет направлено на помощь луганской территории. Думаю, что здесь не только помощь Украине заложена в счет сокращения некоторых национальных программ, видимо, отдается преимущество на социальные программы. Наверное, они сейчас пересматривают этот бюджет с точки зрения социальной ориентации и с точки зрения помощи новым территориям. Я уверен, что национальные проекты, которые будут урезаться, это не очень большая потеря, потому что, в принципе, можно найти источники финансирования дополнительные не только за счет бюджета. Пока формирование бюджета со стороны Минфина — это риторика. Когда мы увидим хотя бы первое чтение бюджета, тогда можно делать какие-то выводы».
Оптимизация расходов в первую очередь может коснуться «провальных» в части освоения средств национальных проектов, отмечают эксперты.