«Ъ»: Минфин обратится к схемам экспорта из России бензина и дизтоплива в интересах внутреннего рынка
Лента новостей
Ведомство может принять меры по экспорту тех объемов, за которые бюджет выплачивает нефтяникам субсидии по демпферу
Минфин изучит схемы экспорта топлива для внутреннего рынка. Ведомство может принять меры по запрету экспорта, за поставки которого бюджет уже доплатил НПЗ субсидии по демпферу, сообщили газете «Коммерсантъ» в министерстве.
По словам собеседников газеты на рынке, в последние месяцы трейдеры стали активно покупать топливо на внутреннем рынке для продажи на экспорт. В обычной ситуации это невыгодно. Но после начала спецоперации на Украине российские компании столкнулись с проблемами при экспорте, а в стране возник значительный профицит бензина, указывает «Ъ».
На экономику экспорта серьезно влияет и демпфер — выплаты, которые компенсируют НПЗ большую часть разницы между ценой внутреннего рынка и экспортной альтернативой. Сейчас российская нефтекомпания, чтобы продать топливо на экспорт, должна предложить покупателю скидку к экспортной котировке, но демпфер получает исходя из этой котировки без скидки. Комментирует пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев:
Михаил Леонтьев пресс-секретарь «Роснефти» «В том виде, в котором нам это известно из информационных источников, Минфин рассматривает запрет экспорта бензина и дизтоплива, за поставки которого уже выплатили демпфер. Это очень странная идея, она тем более странная, что источник в Минфине, который сообщил прессе эти сведения, говорит, я цитирую по ТАСС: «Мы изучим вопрос, экономику поставок на экспорт, и определимся с необходимостью принятия мер, пока о таких случаях нам неизвестно». Серьезная организация под названием Минфин занимается борьбой с явлением, о случаях которого ему неизвестно. А все остальное можно было вообще не комментировать, но удивительно, что люди вообще не понимают сущность демпфера. Существует комплекс мер, которые направлены на то, чтобы обеспечить стабильность цен на бензин и дизтопливо в России на уровне ниже мировых, причем этот оптимальный уровень правительство само и определяет, само, значит, оптимизирует. Демпфер же в рамках этих мер призван выполнять одну функцию — компенсировать нефтепереработки, издержки, связанные с этим регулированием, чтобы стабилизировать нефтепереработку. Когда внутренние цены ниже мировых, работает демпфер как субсидия, когда, наоборот, мировые цены ниже внутренних, бюджет получает деньги от предприятий, то есть он собирает с них дополнительный налог. Зачем делать это? Тем более что проблемы нет, рынок сбалансирован, бензин, кстати, из России не экспортируется, а дизтопливо в избытке. В стране существует вообще избыток переработки, и единственный смысл этой деятельности, по сути, вредительский, чтобы остановить завод».
ФАС направила в правительство предложения по сдерживанию стоимости бензина и дизтоплива. В том числе предлагается принять меры, «направленные на прекращение вывоза топлив при наличии спроса» внутри страны.
По оценке Reuters, в июне объем бензина, вывезенного независимыми компаниями с российских нефтебаз, превысил 104 тысячи тонн, или 28% от всего экспорта этого топлива, с марта по июнь — 280 тысяч тонн. С 1 сентября демпфер по бензину будет серьезно сокращен, что должно привести к росту оптовых цен на бензин. Как ожидается, это сократит привлекательность схемы с экспортом топлива.