16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.06 / ₽ 8205
  • RTS1180.88
28 ноября 2022, 01:14 Политика

Президент Казахстана едет в Европу, но через Россию. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Астана уверяет, что заинтересована именно в сохранении сбалансированных связей с Россией, но не за счет ухудшения отношений с Западом, отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Касым-Жомарт Токаев прибыл с официальным визитом в Москву, где в понедельник, 28 ноября, пройдут его переговоры с Владимиром Путиным. Во вторник Токаев отправится во Францию. Для Токаева это будет первая зарубежная поездка после вступления в должность главы государства. На церемонии инаугурации, помимо прочего, Токаев пообещал проводить многовекторную внешнюю политику. Представитель Кремля Дмитрий Песков оценил российско-казахстанские отношения как партнерские и союзнические, призвав не обращать внимания на мнение некоторых экспертов по этому поводу. В частности, недавно в ток-шоу Владимира Соловьева один из участников назвал Казахстан «проблемой», допустив, что в стране «могут начаться «нацистские процессы», как на территории Украины.

Рассуждения на тему многовекторности политики Казахстана усилились на фоне проявившихся признаков несогласия руководства страны с российскими действиями на территории Украины. В частности, на Петербургском международном экономическом форуме Токаев публично возразил Путину, заявив, что не признает самопровозглашенные ДНР и ЛНР.

Позже возник скандал с русофобскими высказываниями украинского посла в Астане, которого власти Казахстана в результате попросили уехать, однако сделали это в относительно мягкой форме. При этом реагируя уже на отдельные заявления российских публичных лиц, в МИД Казахстана вызывали для объяснений российского посла.

Известны и проблемы держателей карт платежной системы «Мир»: их перестали обслуживать сразу же после прозвучавших американских угроз насчет вторичных санкций. А еще весной в Казахстане фактически закрыли возможность открывать карты приезжим, если они не собираются получать вид на жительство.

Несмотря на присутствие в одном таможенном пространстве, Казахстан неохотно помогает России налаживать параллельный импорт по сравнению с Турцией, членом НАТО. Идут разговоры о полном закрытии параллельного российского импорта через республику. На недавнем саммите ОДКБ в Ереване, когда Александр Лукашенко говорил, что будущее организации зависит от успеха СВО на Украине, Токаев в ответ заявил, что пора начать коллективные поиски формулы мирного урегулирования в этом конфликте. Во всех случаях, когда в ООН ставилась на голосование резолюция об осуждении действий России на Украине, казахская делегация воздерживалась. Кстати, с переизбранием Токаева поздравлял не только Владимир Путин, но и Владимир Зеленский.

Впрочем, значимость противоречий Астаны с Москвой не стоит преувеличивать. Ни из ОДКБ, ни из ЕАЭС Казахстан выходить не собирается. Симптоматично, что на недавнем саммите ОДКБ генсеком этой организации был назначен бывший премьер Казахстана, он же бывший министр обороны и казахстанский посол в Москве Имангали Тасмагамбетов. К тому же многовекторную политику не Токаев начал проводить, он в этом плане лишь продолжает курс Назарбаева, отражая в том числе сложившийся на сегодня расклад по иностранным инвестициям.

С одной стороны, главными торговыми партнерами Казахстана являются Россия и Китай, по 24% и 17% торгового оборота соответственно из общего объема в чуть более 100 млрд долларов. С другой — с 1991-го по 2019 год Казахстан привлек 330 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, из которых более 50% из стран Евросоюза. Из России привлечено лишь 1,9 млрд долларов, а из Китая — 1,8 млрд. В деле налаживания новых логистических цепочек Казахстан сегодня больше ставит на Китай, тогда как Турцию и Азербайджан видит главными партнерами в налаживании экспорта энергоносителей на Запад в обход России. Он хотел бы снизить зависимость от Каспийского трубопроводного консорциума, через который в Новороссийск поставляется 80% объемов экспорта казахской нефти, причем в этом году транзит останавливался не менее пяти раз из-за разных претензий российских регуляторов.

В то же время в Казахстане зарегистрированы не менее 13 тысяч российских компаний, примерно 1500 из них пришли в Казахстан после февраля 2022 года. Однако полностью перебрались не все. Например, производитель мотоциклов «Урал» перенес в Казахстан только те мощности, которые нацелены на экспорт, чтобы вывести компанию из-под санкций и сохранить рынки сбыта за рубежом.

В сентябре Токаев говорил, что более 100 тысяч российских призывников, уехавших в Казахстан от «частичной мобилизации», были «вынуждены уехать из-за безнадежной ситуации». «Мы должны позаботиться о них и обеспечить их безопасность», — отметил он. Казахстан при этом является лидером постсоветского пространства по инвестиционной привлекательности и легкости ведения бизнеса. Там действует международный финансовый центр «Астана», где можно зарегистрировать компанию как бы в англосаксонской правовой системе и быть подотчетным арбитражу именно арбитражных судей, которые хоть и находятся в Астане, но работают по западному праву.

Экономики России и Казахстана при этом остаются тесно интегрированными. Не менее 80% казахстанского и 20% российского ВВП формируются в приграничной зоне двух государств. Казахстанские власти не скрывают, что хотели бы перевести отношения с Россией на новый, более высокий уровень — от просто расширения торговых отношений, где наблюдается большой диспаритет торгового баланса в пользу России. Перейти с целью ускоренного индустриального развития Казахстана к созданию совместных инвестиционных проектов на территории республики, которых сейчас практически нет. В том числе в целях производства высокотехнологичной продукции для России, которая попала под санкции.

Астана уверяет, что заинтересована именно в сохранении сбалансированных связей с Россией, но не за счет ухудшения отношений с Западом. Казахстан не хочет идти по пути Украины и строить из себя очередную «анти-Россию». И в принципе в этих рамках тоже можно вполне эффективно сотрудничать. Хотя некоторым российским публичным лицам все это кажется подозрительным, им все еще трудно отказаться от принципа «кто не с нами, тот против нас».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию