Бизнесу придадут налоговое направление
Лента новостей
Власти собираются не только усилить фискальный контроль, но и облегчить жизнь бизнесу. Депутаты ожидают сопротивления правоохранительных органов
Правительство скоро рассмотрит направления налоговой политики на 2011-2013 годы. Собираются не только усилить фискальный контроль, но и облегчить жизнь бизнесу. Впрочем, между ведомствами нет согласия даже в терминах, а депутаты думают, что реализовать направления могут помешать правоохранительные органы.
Основные направления налоговой политики на 2011—2013 годы - то есть «вектор движения, в котором будет меняться налоговая система» - правительство рассмотрит в ближайшее время, пообещал сегодня на VIII Налоговой конференции РСПП статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов.
Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров сказал BFM.ru, что основным вектором движения налоговой политики государства останется улучшение инвестиционного климата и снижение налогового давления на бизнес. «Сегодня проблемы и способы их решения обсуждаются совместно — налоговиками, Минфином и представителями бизнеса», — обратил внимание Макаров. По его словам, это большой прогресс.
Первым делом государство озаботится налогообложением взаимосвязанных компаний и поддержкой инновационных предприятий. Среди основных направлений, которые планируется реализовать, объяснил Шаталов, законопроекты о трансфертном ценообразовании, по консолидированному налогоплательщику в целях уплаты налога на прибыль, а также проекты по поддержке инновационных предприятий.
Закон о трансфертном ценообразовании позволит контролировать цены в сделках между взаимозависимыми компаниями — материнскими, дочерними и офшорными — и препятствовать выводу прибыли. Он, напомним, был принят в первом чтении 19 февраля, а теперь депутаты готовятся ко второму.
Другой законопроект — по консолидированному налогоплательщику в целях уплаты налога на прибыль — поступит на рассмотрение в Госдуму в этом месяце. По мнению ФНС, он сулит налогоплательщикам немалые выгоды — объединившись, они смогут совместно рассчитывать и уплачивать налог на прибыль на основании итогов деятельности всех компаний группы. Однако, по словам старшего юриста компании «Налоговик» Антона Кротина, этот законопроект вряд ли позволит удовлетворить интересы многих компаний. Каждый из будущих членов группы должен обладать активами стоимостью 1 трлн рублей, уплатить за предшествующий год в бюджет суммарно свыше 15 млрд рублей, а выручка от продажи желающего вступить в группу налогоплательщика должна быть свыше 100 млрд рублей. Участники договора о консолидации не должны находиться в состоянии реорганизации или банкротства.
«Компаний, удовлетворяющих условиям, единицы, — говорит он. — Для государства это закон, несомненно, имеет преимущества, а вот для налогоплательщиков, думаю, что никаких перемен не случится», — говорит он BFM.ru.
Оба законопроекта — по налогу на прибыль и по трансфертному ценообразованию — заместитель Макаров называл «высшей математикой» налогового законодательства и сказал, что их нужно принимать одновременно. «Мы намерены принимать эти два законопроекта вместе, чтобы облегчить жизнь бизнесу», — объяснил он.
Сегодня в очередной раз в правительстве говорили о налоговом послаблении и для инновационных предприятий. Сергей Шаталов уточнил, что достигнуто взаимопонимание по размеру ставки страховых взносов в 14%. С 1 января она увеличится до 34% для всех компаний кроме инновационных. Льготу могут получить IT-компании, резиденты технико-внедренческих экономических зон, СМИ, а также еще несколько категорий налогоплательщиков, которых можно посчитать инновационными. На таком варианте настаивает с начала года Минфин. А предложение Минэкономразвития – гораздо шире. Там считают, что от ряда налогов нужно освободить венчурных инвесторов, организации из сферы образования, здравоохранения и других.
И если по налоговой льготной ставке договоренность достигнута, то на вопрос — кому ее предоставлять — однозначного ответа до сих пор нет, как и месяц назад. «Льготы могут быть использованы так широко, что это будет иметь самые негативные последствия», — предупредил Шаталов. Представитель Минфина был вынужден признать, что существует опасность «дискредитации самой идеи поддержки инновационных компаний», если не решить проблему идентификации налогоплательщиков, которые будут отнесены к инновационному бизнесу.
Андрей Макаров говорит, что эти неопределенности — не единственные проблемы в налоговом законодательстве. В разговоре с BFM.ru он пожаловался, что все идеи по снижению налоговой нагрузки на бизнес наталкиваются на противостояние МВД и Генеральной прокуратуры.
«Основный вектор развития налоговой политики — это укрепление доверия бизнеса и государства. Однако эти ведомства осуществляют настоящий налоговый террор», — заявил он. Недавно был принят закон о декриминализации налоговой сферы, приводит пример депутат. Но, по его словам, со стороны правоохранительных органов тут же возникло противодействие: там решили, что закон на них не распространяется.
Изменения ожидают и саму Федеральную налоговую службу (ФНС). «Будем править и корректировать структуру, в том числе с точки зрения создания специальных управлений по прямым и косвенным налогам. Мы также думаем о ресурсных платежах», — заявил сегодня на конференции руководитель ведомства Михаил Мишустин. По его словам, в структуре ФНС могут быть созданы специальные управления по прямым и косвенным налогам и по ресурсным платежам. На долю ресурсных платежей и косвенных налогов в совокупности почти равны поступлениям от прямых налогов, указывает Кротин.
Изменения в работе ФНС эксперты предрекали с 7 апреля, когда Мишустин получил назначение на должность. Функции контроля за косвенными налогами ФНС готовится передать отдельному подразделению, так как их доля в общем объеме налоговой массы будет увеличиваться, прогнозирует заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников. «Власти России поставили перед собой задачу за четыре года сделать бюджет бездефицитным, а ведь известно, что косвенные налоги собирать тяжелее, чем прямые», — указывает эксперт. Изменения в структуре ФНС связаны с другими причинами, считает Антон Кротин. Выделение в налоговом ведомстве специальных управлений по прямым, косвенным и ресурсным налогам необходимо только для проведения рокировки в структуре ФНС и кадровых перестановок, полагает он.