16+
Вторник, 10 декабря 2024
  • BRENT $ 72.06 / ₽ 7161
  • RTS802.81
13 апреля 2010, 13:15 ФинансыВалютаМакроэкономикаБанки, вклады и кредиты

Польша не должна торопиться в евро

Лента новостей

Автор статьи — президент Национального Банка Польши Славомир Скжипек (Sławomir Skrzypek), погибший в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года. Статья посмертно была опубликована в The Financial Times

Славомир Скржипек в польском Центральном банке в Варшаве. Фото: AP
Славомир Скржипек в польском Центральном банке в Варшаве. Фото: AP

Польша относительно благополучно переживала кризис. В прошлом году мы были единственной страной в ЕС, зафиксировавшей рост экономики. Реальный ВВП Польши увеличился на 1,7%, по сравнению со средним по ЕС снижением на 4,2% и спадом примерно на 5% в Германии, Великобритании и Италии. Пока Европа обеспокоена избыточным долгом Греции, польская экономика, по нашим оценкам, покажет подъем на 2,7%. В 2011 году, согласно прогнозам МВФ, рост ускорится до 3%. Некогда проблемное государство Центральной Европы, на фоне тревожной общеевропейской обстановки, являет собой пример успеха.

Одна из важных причин этого, состоит в том, что, не являясь членом еврозоны, Польша могла использовать преимущество гибкости валютного курса злотого так, что это способствовало экономическому росту и сокращению текущего дефицита платежного баланса без «импорта» инфляции. В конечном итоге Польша намерена в присоединиться к валютному пространству евро. Но события последнего времени — как проблемы еврозоны, так и наши собственные положительные достижения вне ее — заставляют задаться вопросом, должны ли мы быстро подчиниться режиму жесткого валютного курса в качестве предпосылки вступления в валютный союз.

Десятилетняя история падения конкурентоспособности периферийных стран Еврозоны оказалась полезным уроком. Еще один вывод из греческого кризиса: ничто не может заменить собственные меры страны, направленные на увеличение конкурентоспособности, укрепление фискальной дисциплины и повышение гибкости рынков труда и товаров. Независимо от принадлежности к Еврозоне. Упорная работа приносит свои плоды. Ставки по 10-летним гособлигациям в злотых сейчас составляют 5,6%, по сравнению с 7% по 10-летним греческим бумагам.

Автор статьи — президент Национального Банка Польши Славомир Скжипек (Sławomir Skrzypek), погибший в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года. Статья была опубликована в The Financial Times.

Славомир Станислав Скжипек (Sławomir Stanisław Skrzypek) родился в 1963 году. Закончил Технический университет Силезии, затем программу MBA в Университете Висконсина.

С 2002 по 2005 год Скжипек был заместителем мэра Варшавы, ответственным за финансовую политику, инвестиционные проекты.

С декабря 2005 года Скжипек – вице-президент управляющего совета крупнейшего польского банка PKO BP, в 2006 году — председатель наблюдательного совета Bank Pocztowy и впоследствии в компании TVP, владеющей несколькими телеканалами.

10 января 2007 года Сейм назначил Славомира Скжипека на пост президента Национального банка Польши.

Сразу после кризиса субстандартной ипотеки (subprime) в 2007 году Польша, как и все остальные страны центральной и восточной Европы, столкнулась с бегством капитала и угрозой расхищения экономики. Период 2007-2008 года был очень трудным. Но благодаря благоприятному устройству структуры экономики и правильным бюджетно-налоговым и валютным мерам был найден очень удачный путь выхода из кризиса. Польша, в которой живет 38 млн человек, выиграла благодаря преимуществам довольно большой и самодоста́точной экономики и финансовой системы, которая хорошо капитализирована, прибыльна и не искушается диверсификацией в экзотические финансовые продукты.

Поскольку польская валюта не ограничена Механизмом валютных курсов (ERM II), мы могли корректировать стоимость злотого в соответствии с потребностями внутренней экономики. В 2008-2009 году реальный эффективный курс злотого, с учетом различий в удельных трудовых издержках, снизился примерно на 20%, это был существенный фактор, определивший сокращение текущего дефицита платежного баланса. В процессе мы добились значительной корректировки показателя ВВП на душу населения, который сейчас достигает 60% к среднему уровню по ЕС по сравнению с 49% в 2004 году на момент присоединений Польши в Евросоюзу.

Во время последних экономических потрясений все стали признавать, что сильный и независимый Центробанк наилучшим образом отвечает интересам экономики. Мы увеличили масштабы кредитования Центробанка и снизили стоимость этих заимствований. Валютные резервы выросли более чем до 85 млрд долларов с минимума в 65,7 млрд долларов в 2007 году, что свидетельствует об укреплении международного доверия.

В прошлом году правительство приняло верное решение смягчить бюджетную политику и пустить в ход автоматические стабилизаторы с сокращением налоговых доходов и увеличением социальных выплат в период экономического спада. Но бюджетно-налоговое стимулирование зашло сейчас слишком далеко. При относительно устойчивой экономике госдефицит теперь слишком высок (7% ВВП в текущем году по сравнению с 2% в 2007 году).

С необходимыми структурными реформами в более отдаленной перспективе Польша будет лучше готова к тому, чтобы соответствовать критериям вступления в еврозону. Но мы должны ограничивать наше стремление к евро, проявляя необходимое благоразумие. Мы не должны привязываться к каким-то срокам и графикам, которые могут оказаться контрпродуктивными. Уверенный экономический рост и разумная политика в отношении долга и дефицитов возможны, как в составе еврозоны, так и вне ее. Страны, спешащие присоединиться к евро, могут в конечном итоге не достичь самых главных целей. Такие страны, как Польша, выполняющие домашнюю работу без спешки, могут в итоге прийти к более устойчивой экономической структуре, с которой в долгосрочном периоде они будут лучше подготовлены к принятию евро.

Перевод Натальи Бокаревой

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию