16+
Четверг, 21 сентября 2017
  • BRENT $ 56.29 / ₽ 3272
  • RTS1122.43
16 апреля 2010, 17:19 Происшествия
В фокусе: Запрос дня от Google

Вулкан превзойдет теракты 11/9

Лента новостей

BFM.ru продолжает совместный проект с Google. Один из популярных новостных запросов пятницы в крупнейшей поисковой системе — вулкан в Исландии. Пепел еще не осел, самолеты по-прежнему на земле, а авиакомпании уже подсчитывают убытки

Вулкан в Исландии поменял планы сотням тысяч  пассажиров. Авиакомпании подсчитывают убытки. Фото: AP
Вулкан в Исландии поменял планы сотням тысяч пассажиров. Авиакомпании подсчитывают убытки. Фото: AP

BFM.ru продолжает совместный проект с Google. Крупнейшая поисковая система предоставляет список наиболее часто встречавшихся за день запросов, а BFM.ru освещает одну из тем. Сегодня это вулкан в Исландии. Пепел еще не осел, а авиакомпании по всему миру уже пытаются подсчитать убытки. Ученые, между тем, делают прогнозы, когда на Земле произойдет катастрофическое извержение гигантского вулкана.

Извержение вулкана Эйяфьядлайокудль в Исландии может иметь для мировой экономики даже более серьезные последствия, чем теракты в США 11 сентября 2001 года. Это был последний раз, когда перекрывали авиасообщение в таких масштабах. На то, чтобы восстановить расписание полетов, у авиакомпаний из США ушла почти неделя, напоминает газета The Wall Street Journal.

Даже если извержение исландского вулкана прекратится в пятницу (а шансов на это практически нет), понадобится несколько суток на то, чтобы восстановить обычный график полетов. Как передает Bloomberg со ссылкой на экспертов Centre for Asia Pacific Aviation, если пепел не осядет в ближайшие 3 дня, мировые авиакомпании понесут убытки как минимум на 1 млрд долларов. Задержки и отмены рейсов при таком сценарии почувствуют на себе около 6 млн пассажиров.

Как уже писал BFM.ru, в числе затронутых исландским выбросом аэропортов оказались два самых загруженных мировых авиаузла, Хитроу в Лондоне и Руасси-Шарль де Голль в Париже. В четверг были отменены от 5 до 6 тысяч рейсов из 28 тысяч, ежедневно выполняемых в Европе, а также 300 трансатлантических рейсов, половина от их суточного количества.

Пепельная пятница для перевозчиков

Вынужденный простой может больно ударить по европейским авиаперевозчикам, многие из которых еще не успели оправиться от рекордных убытков в 2009 году. Среди таких потенциальных «жертв» вулкана — British Airways и Scandinavian Airlines System (SAS), которые уже давно несут серьезные финансовые потери. British Airways, которая впервые в истории была вынуждена приземлить весь свой парк самолетов, оценивает ежесуточные убытки в 13 млн фунтов, сообщает The Wall Street Journal.

Фондовые рынки, на которых торгуются крупнейшие европейские авиакомпании, отражают убытки компаний падением их рыночной капитализации.

Европейские трейдеры уже окрестили 16 апреля «Пепельной пятницей» (по аналогии с «Пепельной средой», на которую у католиков приходится начало Великого Поста — BFM.ru). Торги на торговых площадках Европы открылись снижением, откатившись с достигнутых ранее максимальных за последние 1,5 года значений. Индекс Stoxx Europe 600 начал торги снижением на 0,3%. Акции SAS упали на 1,6%, Lufthansa — на 1,5; котировки бумаг альянса Air France-KLM снизились сразу на 1,7%. Под давлением оказались и операторы аэропортов: акции владельца лондонского Хитроу и других британских аэропортов, компании Ferrovial, снижались на 1,1%, передает MarketWatch. Котировки германского Fraport упали на 1%, а французского Aeroports de Paris — на 0,9%.

Немецкая газета Handelsblatt описывает ситуацию, с которой столкнулась Fraport: в четверг вечера компания отчаянно пыталась разместить пассажиров аэропорта во Франкфурте — хотя бы на детских кроватях. Однако это было не так легко: большая часть инвентаря была отправлена в Гаити после катастрофического землетрясения.

Суммарные потери только от отмены регулярных рейсов для основных российских перевозчиков на европейских направлениях (это в первую очередь «Аэрофлот», ГТК «Россия», «Трансаэро» и «Сибирь») составляют около 2 млн евро в день, подсчитал BFM.ru эксперт «ВТБ Капитал» Георгий Тараканов. «При этом важно учитывать еще и тот факт, что авиакомпании, которые задерживают рейсы, по правилам вынуждены предоставлять пассажирам питье, горячее питание и номера в гостиницах, что влечет за собой дополнительные издержки», — добавил аналитик.

Из Москвы отменены рейсы более чем 20 городов, в том числе Лондон, Париж, Осло, Копенгаген, Франкфурт. Самолеты перестали вылетать и в Калининград, сообщили в Ассоциации туроператоров России. Многие путешественники, которые должны были вылететь в 16 апреля, просто не приехали в аэропорты, сообщают туроператоры.

«Высокий сезон еще не начался, массовые туристические поездки должны начаться чуть позже, — радуется гендиректор STAR Travel Борис Самарянов. — За возвратом денег за туры к нам пока еще никто не обращался. Большинство клиентов хотят все же не сдать билет, а перенести поездку на другую дату, в чем мы им сейчас активно помогаем».

Тем не менее, если такая ситуация будет продолжаться на протяжении нескольких недель, это может очень серьезно повлиять на финансовое положение некоторых российских авиакомпаний, считает аналитик «ВТБ Капитала» Георгий Тараканов. «Если говорить о российских авиакомпаниях, у большинства из них не очень стабильное финансовое положение, за исключением «Аэрофлота». Но я бы не стал говорить о банкротстве, потому что ситуация эта из ряда вон выходящая, и я думаю, что, если кризисная ситуация в отрасли будет затягиваться, то правительства стран окажут какую-то поддержку авиационным отраслям», — заявил эксперт.

Страховщики же вряд ли почувствуют на себе последствия извержения вулкана: большинство страховок туристов не покрывает форс-мажорные обстоятельства. «По статье 401 ГК РФ, сложившиеся обстоятельства полностью соответствуют определению форс-мажора. В случае наступления форс-мажора стороны не несут никакой материальной ответственности за неисполнение своих обязательств. Таким образом, ни авиакомпании, ни туристические компании не обязаны возмещать туристам стоимость билетов», — считают юристы АТОРа.

Когда извергнется супервулкан?

В 79 году до нашей эры извержение Везувия стерло с лица земли Помпеи, в 2009 году суровая зима парализовала транспортное сообщение в Европе. «За 2 тысячи лет технического прогресса ничто не изменилось в соотношении сил на Земле. Человек бессилен перед природой», — пишет Handelsblatt. Вероятно, что происходящие катаклизмы — просто тест на еще более сильный шок для европейской экономики.

Для мирового климата последствия извержение Эйяфьятлайокудля также могут стать фатальными из-за выброса в атмосферу сотен тысяч тонн углекислого газа, который традиционно называют причиной загрязнения окружающей среды. Сейчас энергетические гиганты Eon или RWE платят за каждую тонну своих выбросов 14 евро. На какую сумму выбросил CO2 исландский вулкан, пока подсчитать невозможно: извержение продолжается.

Для исландцев же такие прогнозы мало интересны — они привыкли к катаклизмам, отмечает Handelsblatt. Большая часть населения Рейкьявика не выходит на улицу без противогаза из-за пепла.

Последний раз подобное по интенсивности извержение в Исландии было в 2004 году, когда о себе дал знать вулкан Гримсвотн. «В тот раз облако пепла ушло на север, в этот воздушный поток отнес его на юго-восток к Великобритании», — говорит Торвалдур Тордарсон, вулканолог из Исландии.

Если Эйяфьятлайокудль похож на Гримсвотн, извержение продлится два-три дня, но есть и вероятность того, что оно может затянуться на более долгий период. «Мы предполагаем, что извержение закончится сегодня или завтра, но оно может длиться недели, месяцы или даже годы», — прогнозирует Тордарсон.

И даже если Эйяфьятлайокудль снова скоро утихнет, это не означает, что он заснул. «Последний раз, когда Эйяфьятлайокудль извергался в 1823 году, извержение длилось более года, так что в ближайшие месяцы мы вполне можем наблюдать продолжение», — говорит Билл МакГир, директор Исследовательского центра природных катастроф Лондонского университетского колледжа. Тордарсон согласен: в ближайшие пару лет вполне вероятны повторные извержения этого вулкана.

Последнее мощное извержение в Исландии произошло в 1783 году. Ядовитый диоксид серы уничтожил более половины поголовья домашнего скота страны, что привело к голоду, унесшему жизни около четверти населения Исландии. В Западной Европе тысячи людей погибли от дошедшего до них облака диоксида серы. Тордарсон не исключает, что извержение могло быть причиной неурожая риса в Японии.

Ну а примерно каждые 100 тысяч лет на Земле происходит извержение «супервулкана». Последний раз это произошло 74 тысячи лет назад на индонезийском острове Суматра. Объем выброшенной им магмы был равен двум Эверестам. Повторение этого катаклизма, по оценке МакГира, «вопрос не вероятности, а сроков».

Рекомендуем:

  • Фотоистории