Бизнесмен Рубен Варданян освобожден от должности госминистра Нагорного Карабаха
Лента новостей
В республике и в Армении считают, что это следствие ультиматума, который поставил Азербайджан, называвший деятельность Варданяна на посту госминистра «преступно-авантюристской». В интервью Business FM Рубен Варданян оценил результаты своей работы и заверил, что из республики не уедет
Обновлено 24 февраля в 21:00
Бизнесмен Рубен Варданян ушел с поста госминистра Нагорного Карабаха после ультиматума Азербайджана. В ходе заседания парламента президент республики Араик Арутюнян поблагодарил бывшего главу местного правительства за «повышение международной осведомленности» о Нагорном Карабахе и решение многих внутренних проблем, возникших после блокировки Лачинского коридора.
Требования об отставке Варданяна ради переговоров звучали из Баку с прошлого декабря, когда в результате очередного обострения оказался заблокированным Лачинский коридор, соединяющий Нагорный Карабах с Арменией. С тех пор население региона живет практически в блокаде.
Вопрос отставки обсуждался давно, но никто не считает это слабостью или уступкой, говорит сам бывший госминистр Рубен Варданян:
— Где-то с 14 января у президента возникли разные варианты развития событий, и он размышлял о том, как правильнее управлять страной в условиях кризиса, поэтому эта тема была не неожиданная и решение принималось долго и мучительно.
— Как могут дальше продвигаться коммуникации с Азербайджаном и, самое главное, разблокируется ли Лачинский коридор?
— Это вопрос к власти Арцаха и соседней стране. Я надеюсь, что разблокируется. В любом случае за этот период времени очень много чего изменилось. Например, еще летом азербайджанская сторона вообще отказывалась разговаривать с армянами, проживающим в Арцахе, и считали, что здесь только российские миротворцы. Теперь они уже готовы к переговорам между Баку и Степанакертом. Мне кажется, это большая продвижка, и я этому очень рад. Все убедились, что даже самые тяжелые условия социальные — блокада, зима, отсутствие газа, света не сломили арцахцев, и они показали свою стойкость и тем самым вызвали уважение и в мире. И я думаю, наш сосед лучше понял, что так просто добиться своего не удастся. Эти полгода прошли не зря. Они дали возможность людям почувствовать свою силу. Ощущение борьбы и желание отстоять свою независимость многократно усилились. И я верю, что это будет важным фундаментом для будущих переговоров.
— Чем ваша фигура не устраивает азербайджанскую сторону? Почему оттуда доносится такая четкая позиция, что продолжение разговора возможно в случае, если Варданян уходит с должности?
— Правильнее задать этот вопрос той стороне. Я думаю, с моим приходом интерес к тому, что происходит в Арцахе, резко возрос. Более 40 тысяч публикаций было посвящено Арцаху за последние несколько месяцев. Это беспрецедентное количество публикаций, причем как в российской, так и в мировой, и в армянской и азербайджанский прессе. Многие вещи, которые я озвучивал публично, были не настолько четко артикулированы с армянской стороны. Они все, в принципе, совпадают с тем, о чем думает и говорит руководство Арцаха, но при этом жесткого и точного определения не хватало.
— Вы заявили, что остаетесь в Нагорно-Карабахской Республике, будете дальше там жить. Чем будете заниматься, какими проектами? Остаетесь ли вы в политике?
— Я переехал в Арцах в начале сентября, уже имея большой опыт работы по многим направлениям и в образовании, и в экономике, и в культуре. Арцах принимает активное участие во многих программах, поле деятельности здесь очень большое. Агентство, которое у нас есть, «Мы и наши горы», и движение «Фронт безопасности и развития Арцаха» — это все то, о чем было объявлено намного раньше, чем я стал госминистром.
— Вы в Арцахе остаетесь, общественную деятельность продолжаете. Разве по логике это не будет продолжать тоже в какой-то мере раздражать азербайджанскую сторону?
— Им придется с этим смириться, потому что эта территория ими не контролируемая и они не могут диктовать эти вещи.
В сентябре прошлого года экс-участник российского списка Forbes Варданян отказался от российского гражданства и переехал в Нагорный Карабах. Уже в ноябре он избрался на пост госминистра.Это не понравилось Баку, где его назвали «чуждым элементом». Как заявлял глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов: «его деятельность носит преступно-авантюристский характер. И чем раньше этот человек покинет этот регион, тем лучше будет для всех, в первую очередь от этого страдает местное население».
Но местное население его любило и считало гарантом своей безопасности, говорит журналист из Еревана Ашот Газазян:
— Алиев буквально поставил ультиматум: или персона Рубена Варданяна — «засланца Москвы», как он говорит — или разговора с карабахцами никакого не будет. Он не хотел уходить, он об этом заявлял постоянно: я никуда отсюда не уйду, и даже, если меня снимут с работы, я все равно останусь с карабахцами, буду работать, останусь жить здесь.
— Почему «засланец Москвы» вызывает такие неприятные эмоции со стороны Азербайджана? Разве это не наоборот стороны конструктива?
— Честно говоря, мне это немного тоже непонятно. Сейчас в принципе нет ни одного жителя Нагорного Карабаха, который бы не полагал следующим образом: стоят российские миротворцы, худо ли, бедно ли исполняют свои обязанности, но именно они являются главным препятствием для некой «спецоперации», которую в любой момент готов Азербайджан претворить в жизнь. Все это понимают, и поэтому раздражение Москвы, российские миротворцы у карабахцев не вызывают никакого. Но вот почему такая нервозность от Рубена Варданяна, тем более, что человек заявлял, что он отказался от российского гражданства, честно говоря непонятно. Но, по-моему, это чисто принципиальный для Алиева вопрос, у него твердое убеждение в том, что Рубен Варданян именно посланник Кремля, и именно так он должен был претворять все задачи Москвы. С какими далеко идущими целями или зачем там — это стало бы понятно позже. Он действительно человек очень влиятельный, человек очень грамотный и очень состоятельный, и поэтому от него нервничают собственно и армянские власти здесь в Ереване, и естественно там выделялся тем, что говорил с мировыми медиа на языках оригинала. Подавляющее большинство людей там к нему с большим уважением и теплотой относились. Люди надеялись на то, что Рубен Варданян — это именно тот гарант их безопасности, которую не могли бы обеспечить местные власти. Были разговоры о том, что в принципе, пройдя некоторую обкатку в Нагорном Карабахе, он мог бы в будущем приехать в Армению и претендовать здесь даже на пост премьер-министра. Но как долго он там будет оставаться, и что он там будет делать лично, пока об этом ничего здесь неизвестно. Не исключено, что сам он выступит ближе к вечеру с неким заявлением.
Ранее Рубен Варданян в своем телеграм-канале опубликовал новость о том, что суд ООН потребовал от Баку разблокировать Лачинский коридор. Азербайджан обязан принять все необходимые меры для обеспечения свободного передвижения по коридору, соединяющему Армению и Нагорный Карабах.
Лачинский коридор по условиям подписанного после эскалации 2020 года договора перешел под контроль российских миротворцев, а Лачинский район перешел Азербайждану.
В декабре дорогу заблокировали неизвестные, в Баку их называют экоактивистами, выступающими против добычи Арменией природных ресурсов в Карабахе. В Степанакерте перекрытия дороги в регион прекратились поставки жизненно необходимых продуктов.