Забастовка в Wildberries стала катализатором для разработки новых правил интернет-торговли
Лента новостей
Четких правил работы с владельцами пунктов выдачи заказов, как выяснилось, нет, и именно работу с ними и поставщикам предлагается четко урегулировать. Об этом договорились представители маркетплейсов, Минпромторга, АКИТ и депутаты на недавней встрече
После забастовок в Wildberries АКИТ и Минпромторг разработают новые правила для отрасли. Ассоциация компаний интернет-торговли вместе с членами комиссии при Минпромторге разработает стандарты взаимодействия маркетплейсов и владельцев пунктов выдачи заказов. Об этом представители площадок, ведомства, АКИТ и депутаты договорились на очередной встрече накануне.
То, что в отрасли нет четких правил работы с владельцами пунктов выдачи заказов, привлекло внимание Госдумы и правительства после забастовки сотрудников Wildberries. Тогда выяснилось, что часть ПВЗ находятся в прямом подчинении маркетплейса, а тысячи других принадлежат частникам. При этом на них распространяются санкции сервиса, а отстаивать свои права им сложнее.
Но о том, какими будут новые правила, говорить пока рано, отмечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:
Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Пока о конкретике говорить преждевременно, мы договорились, что в ближайшее время мы разработаем документ, который как раз таки и расставит все точки над «i», для того чтобы было полное понимание, кто и за что несет ответственность и в какой мере. У нас есть сейчас похожий документ с поставщиками, с продавцами, которые работают на площадках. Он действительно снял огромное количество вопросов. Продавцы жаловались на то, что маркетплейс очень часто меняет оферту, теперь там минимум за 14 дней надо предупреждать об изменениях, а в случае если площадка готова поддерживать две оферты, вот он заехал на склад по каким условиям, по таким последняя единица его товара и будет продаваться. То есть останется неизменной комиссия и другие существенные условия договора. Хотим сделать аналогичный документ с пунктами выдачи заказов, ну а дальше за исполнением этого общественного договора будет следить комиссия, которая у нас поддержана Денисом Мантуровым. Любые вопросы, которые попадают в комиссию, мы рассматриваем вне зависимости от того кто это — владелец или ПВЗ, продавец или поставщик, уже и сейчас. Так что с точки зрения того, чтобы общаться, у нас канал коммуникации есть. Если кого-то не устроило то, как к нему отнеслась площадка, у нас есть на нашем сайте ссылка на комиссию, по этой ссылке можно пройти и подать обращение в комиссию. Естественно, обращение принимается только в том случае, если площадка не разобралась с вашим вопросом или не отреагировала в течение 30 дней. У каждого обращения появляется исполнитель, в зависимости от какого маркетплейса исходит претензия. Максимальный срок в десять дней отводится на то, чтобы по жалобе принять решение, и сейчас у нас больше тысячи жалоб, и большая часть была решена в пользу поставщиков».
Конфликт владельцев ПВЗ с Wildberries начался в середине марта. Площадка ввела штрафы с сотрудников и владельцев пунктов выдачи за возврат бракованного или вовсе не того товара, который прислал магазин. Из-за этих санкций зарплаты некоторых работников ушли в минус, и собственники ПВЗ устроили забастовку. В итоге Wildberries объявила о закрытии тех точек, владельцы которых «выбирают нецивилизованные формы диалога». Но вмешались власти.
Пока конфликт заморожен, компромисс найти будет сложно, но стороны его ищут, рассказывает президент Коалиции киоскеров, вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов:
Владлен Максимов президент Коалиции киоскеров, вице-президент «Опоры России» «На сегодняшний момент отвечает пункт выдачи заказов. Но надо понимать, как это все должно работать, в нюансах. Потому что выписали вы фирменный товар, допустим, кроссовки, подменили его дома и вернули обратно. И нужно иметь профессиональный взгляд на это, чтобы увидеть подмену. Мы будем встречаться и разговаривать, в «Опоре России» состоялась в прошлый четверг встреча, куда пришли владельцы пунктов выдачи, достаточно много, человек 20, пришло руководство Wildberries, и мы разговаривали. На сегодняшний момент, как я понимаю, компромисс вполне возможен. Как вице-президент «Опоры России» по вопросам торговли даже я не вполне представляю, как они устроены до конца. Ну, разбираемся, и я думаю, что в течение месяца-двух этот момент будет разрешен».
Накануне ФАС рекомендовала Wildberries создать арбитраж для споров продавцов. В службе отметили, что этот орган нужен «в ситуациях, когда вопрос не удается решить при помощи системы обратной связи».