16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 89.77 / ₽ 8445
  • RTS1158.56
22 апреля 2010, 23:19 Культура

Ленина в Киеве свели с современным искусством

Лента новостей

Первая за последние два десятилетия выставка предметов личного обихода и одежды В.И.Ленина проходит в Киеве. Организатор экспозиции Наталья Заболотная рассказала BFM.ru о том, кто и зачем ходит на «Вожделение»

В Киеве проходит первая за 2 десятилетия выставка предметов личного обихода и одежды Ленина. Недовольны все: от коммунистов до националистов. Фото пресс-центра Украинского дома в Киеве
В Киеве проходит первая за 2 десятилетия выставка предметов личного обихода и одежды Ленина. Недовольны все: от коммунистов до националистов. Фото пресс-центра Украинского дома в Киеве

Первая за последние два десятилетия выставка предметов личного обихода и одежды В.И.Ленина «Вожделение», приуроченная к его 140-летию, проходит в Киеве. Как отмечает британская газета The Daily Telegraph, подобное стало возможным только после прихода к власти на Украине пророссийски настроенного президента Виктора Януковича

В советские времена каждый крупный советский город имел свой музей Ленина. Только в Ленинграде их насчитывалось одиннадцать. Был такой музей и в Киеве (Ленин никогда Киева не посещал), он открылся в 1938 году. После обретения Украиной независимости, коллекция Музея Ленина была расформирована, памятник вождю на центральной площади разрушен, как, впрочем, и прочие памятники Ленину в других городах Украины. То, что осталось от коллекции, унаследовал располагающийся в помещении бывшего Музея Ленина культурный центр Дом Украины. Именно часть этих экспонатов сейчас и представлена на юбилейной выставке.

Среди экспонатов — воссозданная обстановка ленинской комнаты в Кремле, посуда с надписью «Кто не работает, тот не ест», а также подарок от американского миллионера Арманда Хаммера – бронзовая обезьянка. Есть также подаренный Ленину на день рождения телефон с дарственной надписью: «Почетному электрику киевской телефонной сети». Публика может увидеть поношенные носки вождя, косоворотку и копию костюма, в котором Ленин был во время покушения на него в 1918 году.

BFM.ru расспросил директора Дома Украины Наталью Заболотную о том, зачем нужна эта выставка, кто на нее ходит и как реагирует.

— Почему вообще решили организовать эту выставку? Давно ли ее задумали?

— Украинский дом – это бывший музей Ленина, экспозиция была демонтирована ровно 20 лет назад. Эта выставка - арт-проект, который мы начали готовить, когда еще не знали, кто станет президентом страны. Думаю, при прошлой власти было невозможно сделать это. Но нас нельзя уличить в том, что это было организовано под нынешнюю власть. Мы даже не успели согласовать этот вопрос. Выставка вышла достаточно легкая. Было очень много звонков журналистов из центральных СМИ, с вопросом «Как вы можете?». Пошли слухи, что мы хотим восстановить музей Ленина. Это бы действительно произвело удручающе тяжелое впечатление.

— Какие экспонаты самые интересные, на ваш взгляд?

— В кислородных капсулах находятся костюм Ленина, в котором он ходил, рубаха, в которой скрывался в Шушенском. Есть копия кабинета Ленина. Есть подарки Ленину: носки от пролетариата, которые чуть-чуть уже моль подъела, ботинки (тоже подарили рабочие) достаточно современного вида — ковбойские. В преддверии открытия мы вытащили на поверхность фондовую коллекцию. Представляете, 100 образов Ленина на тебя смотрит! Это ужасно. Но мы сделали микс с современным искусством: Там и Ленин, танцующий на концерте Монро, и спецпроект «Хромосома» — украинская художница изобразила детьми всех известных вождей: Ленина, Фиделя Кастро, Пикассо, далай-ламу, Гитлера… Ваш Путин тоже здесь присутствует. А на центральной стене Украинского дома — огромное, 24-метровое полотнище известного украинского художника Виктора Сидоренко «Ритуальные танцы». Там изображена обезличенная масса людей, выступающая во время парада, но при этом обнаженная. Это еще одна трактовка названия «Вожделение».

Выставка тем и интересна, что наряду с шедеврами, которые написаны народными, заслуженными художниками СССР, УРСР — огромными произведениями искусства от пост-революционного и до соц-арт, соцреализма, — представлены работы современных художников. У нас своего рода микс фондовой коллекции бывшего музея Ленина и искусства украинских художников, работающих в направлении современного искусства.

Но мы не снискали себе милости ни у коммунистов, ни у националистов. В день рождения Ленина у нас на центральных площадях проходят пикеты и тех, и других. И вот мы все время в предвкушении гостей

- В каком смысле гостей?

- Националисты недовольны тем, что мы вообще поднимаем эту тему, а коммунисты возражают против того, что современные художники делают карикатуру на Ленина. Те и другие планируют зайти в Украинский дом, на выставку Ленина. И заходят. Они сначала с агрессией врываются ко мне в кабинет. Я со всеми терпеливо беседую, и пока мне удавалось их укрощать. Они видят молодую, симпатичную девушку, и их пыл как-то остывает. Каждый день общаюсь с тремя десятками коммунистов, успокаиваю их, говорю: «Представляете, если бы не было молодых художников, которые вольно изображают Ильича, то не было бы и выставки из музея Ленина, и его вы бы не видели, и не вспоминали». Это веяние времени. В принципе, такое практикуется сейчас и в мировых музеях: смешивать искусство — шедевры с современным искусством.

Современному искусству нельзя дать установку - пиши так, как мы хотим. У каждого свое восприятие. Виктор Сидоренко, например, рассказал, как родился творческий замысел его картины «Ритуальные танцы». В 1972-1973 годахон служил в армии и нес вахту в почетном карауле у Мавзолея. Как раз тогда произошел террористический акт. Гражданин из Днепропетровска обвязал себя взрывчаткой и хотел взорвать гроб Ильича. Террориста разметало по Мавзолею. Виктор Сидоренко рассказал, что все эти события выпали как раз на его дежурство. Мало того, что солдатиков заставили мыть с утра до вечера, так еще им пришлось трое суток ходить кольцом вокруг гроба Ленина. Они падали в обморок и не понимали - зачем? Но им объяснили: для того, чтобы тело вождя привыкло к человеческому теплу. У художника получилось своеобразное восприятие. Так родилась эта картина. И кто, как не он, имеет право изобразить то, что хочет.

- Если бы выборы закончились по-другому, выставка бы состоялась?

- Обязательно. Она бы состоялась при любой погоде. Нас даже слегка припугивали, что это может плохо обернуться. Но мы утверждаем, что это аполитичный проект. Проблемы ленинизма, марксизма и коммунизма уже не актуальны. И на все это стоит смотреть только с позиций искусства. Украинский дом на протяжении 20 лет 100-процентно хозрасчетное предприятие и самостоятельно содержит фонды. Нам в этом не помогают ни государство, ни коммунисты. Это эпатажный проект. Даже если бы я и хотела остановить проект, мне стало бы неудобно перед четырьмя десятками современных художников. Для меня важно мое имя.

У нас был курьез. Все начали волноваться за мою карьеру. Мне позвонил уже достаточно пожилой художник Виктор Рыжих, и говорит: «Наташ, тебе не страшно? Может, не проводить эту выставку?». Я говорю: «Нет, я уже не могу». А работа этого художника тоже находится в фондах, я подумала, что раз он за меня так волнуется, то, наверное, надо убрать его работу из каталога. Я убрала и говорю: «Виктор, мы убрали вашу картину из каталога». Он очень расстроился, сказал, что это одно из лучших его произведений. То есть художники не стесняются того, что они или вынужденно, или же по наитию изображали вождей в ту эпоху.

— Это касается старшего поколения, а как молодежь реагирует на эту выставку, знает ли она о Ленине?

— Молодежи очень интересно. У каждого свои ощущения, но для них это неведомый образ какой-то. Приходит много студентов. Те, кто помладше, заходят в зал макетов — кабинет Ленина в Смольном, все его места дислокации, ссылок и т.п. Комната Барби, можно сказать. Малыши страшно веселятся, хотят потрогать пальчиком. А художник Стас Валязловский обратил внимание, насколько целомудренный образ жизни был у Ленина с Крупской. Даже кровати у них стоят порознь, между ними тумбочка. Каждый что-то получает, старшее поколение — всплеск воспоминаний, им тогда было хорошо, жилось приятно. Образ идеального вождя, наверное, стимулировал их к хорошим поступкам. А для младших он стал своего рода дедушкой Морозом.

— В России люди старшего поколения не уверены, что дети помнят, кто такой Ленин. С киевскими детьми подобная история?

— В канун дня рождения Ленина было много репортажей: детей спрашивали кто такой Ленин, и дети не знают. Коммунисты оскорблены, но благодарны за то, что мы напомнили об этом образе. Националисты недовольны этим. Но, тем не менее, если мы чего-то боимся в нашей истории, значит, надо какие-то причины искать в собственном организме, в психике. Неужели мы боимся, что восстановится социалистический строй? Это невозможно, но, тем не менее, для Украинского дома это еще один повод задуматься. Эта коллекция, как чемодан без ручки, — тяжело нести и жалко выбросить. Это роскошные полотна, но они достойны постоянной экспозиции в каком-то из музеев. Но мы со своим хозрасчетом не можем себе этого позволить.

— Сколько человек посетило выставку, скольких еще планируете встретить? Проект окупается?

— На выставку нет бюджета. Конечно, мы малой кровью старались ее сделать, но оценки искусствоведов, специалистов и просто посетителей достаточно высокие. Она всем кажется симпатичной, легкой. А что касается билетов, то 10 гривен — льготный билет, 30 — обычный. Аншлага здесь нет. Выставка длится всего лишь неделю, и мы ожидаем, что сегодня вечером придет очень много адресной публики, ну и на ближайших выходных. Я думаю, всего придет около 30 тысяч человек, а пока посетило около 10 тысяч.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию