16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.89 / ₽ 8016
  • RTS1128.26
8 июня 2023, 23:31 ПолитикаКонфликты

Украина требует гарантий безопасности здесь и сейчас. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Разворачивающаяся на Западе дискуссия на тему гарантий безопасности Украины приурочена к саммиту НАТО в Вильнюсе в июле. Готового решения пока нет. В основном конкурируют две точки зрения: кто-то предлагает уже в Вильнюсе пригласить Украину в альянс, кто-то хочет избежать полноправного членства Украины в НАТО, но сформулировать определенные гарантии безопасности

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен призвал предоставить Украине письменные гарантии безопасности, обозначив также путь к полноправному членству в НАТО без предварительных условий. Он считает, что гарантии безопасности должны включать в себя обмен разведданными, совместные учения с Украиной, расширение производства боеприпасов и поставку вооружений, достаточных для сдерживания России.

При этом Расмуссен полагает, что одних лишь письменных гарантий будет недостаточно. Он также не исключает, что «если НАТО не сможет договориться о четком пути вперед для Украины, существует очевидная вероятность того, что некоторые страны могут принять меры в индивидуальном порядке», имея в виду Польшу и страны Балтии, которые, возможно, пойдут на ввод войск на Украину. Какие есть варианты?

Разворачивающаяся на Западе активная дискуссия на тему гарантий безопасности Украины приурочена к саммиту НАТО в Вильнюсе в середине июля. Готового решения пока нет. По большому счету конкурируют две точки зрения. Первую поддерживают самые решительные союзники Киева в лице Польши, стран Балтии и некоторых других. Она состоит в том, чтобы уже в Вильнюсе пригласить Украину в альянс, предоставив дорожную карту с четкими хронологическими и иными параметрами.

Другая точка зрения, представленная Францией и некоторыми другими грандами «старой Европы», заключается в том, чтобы избежать в ближайшем будущем полноправного членства Украины в НАТО, но пойти навстречу чаяниям Киева, сформулировав определенные гарантии безопасности. Киев, разумеется, придерживается первой точки зрения, настаивая, чтобы уже в Вильнюсе НАТО обозначила конкретные шаги по приему страны в альянс.

Это соответствует настроениям подавляющего большинства населения Украины, как их подают проводимые там опросы. Впервые число сторонников вступления Украины в Североатлантический альянс перевалило за 50% в 2014 году, однако до весны прошлого года оно не превышало 55%. Опросы, проводившиеся на подконтрольной Киеву территории в конце прошлого и весной нынешнего года, показывали, что за вступление в НАТО высказываются от 86% до 90% граждан Украины. Чуть слабее идею поддерживают представители малообеспеченных слоев населения — 72-77%, среди более состоятельных украинцев уровень поддержки превышает 89%. Стоит сделать скидку на то, что результаты опросов, проводимых в военное время, могут не вполне адекватно отражать долгосрочные тенденции.

В Европе настроения после года с небольшим боевых действий остаются преимущественно проукраинскими. От 88% до 90% европейцев выступают за продолжение гуманитарной помощи, 80% — за помощь финансовую, число сторонников военной помощи несколько меньше, но больше половины и даже более двух третей европейцев, по данным опросов Eurobarometer, считают, что Украина «должна присоединиться к европейской семье, когда будет к этому готова», в том числе вступив в Евросоюз и НАТО.

Политикам, которые выдвигают больше оговорок в отношении членства Украины в евроатлантических структурах, приходится в этом смысле идти против ветра. Того ветра, который поднят во многом ими же самими, а также европейскими массмедиа. Схожие настроения распространены среди американцев. Так, по данным опроса, проведенного журналом Newsweek весной, около 55% американцев в той или иной степени поддерживают членство Украины в НАТО. Больше половины считают, что защита Украины от России «жизненно важна с точки зрения американских национальных интересов», не согласны с этим не более трети.

Впрочем, в Европе немало политиков, которые демонстрируют более осмотрительный подход. Так, президент Франции Эммануэль Макрон считает, что Украине, которая, как не без пафоса он говорит, «сегодня защищает Европу», надо предоставить «материальные и надежные гарантии безопасности» — «что-то между безопасностью, обеспечиваемой Израилю, и полноценным членством» в НАТО.

Не очень понятно, что это будет означать на практике. Макрону предстоит изложить это решительным сторонникам Украины на саммите в Вильнюсе с цифрами и фактами. В этом плане аргументация Польши и близких к ней стран Балтии выглядит, конечно, более предметно, поскольку опирается на уже отработанные алгоритмы приема в НАТО новых членов. Правда, до сих пор не было прецедентов включения в альянс стран, имеющих территориальные споры с соседями и тем более находящихся в состоянии военного конфликта.

Из идущих сейчас дискуссий непонятно, как сторонники скорейшего членства Украины в НАТО видят имплементацию гарантий безопасности до этого момента. Не формулирует это четко и Киев. Применяемое Макроном сравнение с Израилем заведомо хромает, поскольку в военном плане Израиль превосходит своих наиболее враждебных соседей, что снимает вопрос об отправке войск стран-гарантов ему на помощь. По крайней мере, сейчас. Часто употребляемый пример разделенной Кореи, может, подходит больше. Его теперь часто приводят сторонники замораживания конфликта. Однако, во-первых, идея замораживания конфликта отнюдь не популярна в Европе, там предпочли бы решить вопрос раз и навсегда. Во-вторых, важным элементом стабилизации корейского статуса «ни мира, ни войны» является присутствие на полуострове 30-тысячной группировки американских войск. Так что любое замораживание украинского конфликта почти автоматически будет подразумевать развертывание инфраструктуры НАТО на ее территории.

Так или иначе, но бывший генсек НАТО Расмуссен вбросил важный тезис, согласно которому промежуточные гарантии безопасности Киеву до момента принятия в НАТО, что на сегодня в Европе представляется безальтернативной перспективой, мог бы дать ввод на Украину войск одной или нескольких стран альянса. Вполне возможно, что обсуждение практической реализации такого сценария состоится уже в этом году.

И еще один важный момент: ход дискуссий на Западе показывает полный отказ от концепции единой и неделимой системы безопасности в Европе, как она была сформулирована еще до окончания холодной войны. Исходя, видимо, из того, что Россия должна улететь куда-то на Луну или даже дальше.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию