Уровень авторитета вора предлагают установить в суде
Лента новостей
Верховный суд рекомендует судам конфисковывать имущество, полученное от деятельности организованных преступных сообществ в пользу государства. Проект соответствующего постановления обсудили представители силовых ведомств
- ОПС и служебное положение
- О преступной иерархии и «ворах в законе»
- Присутствие на воровской сходке может грозить тюрьмой
Верховный суд России рекомендует судам конфисковывать имущество, полученное от деятельности организованных преступных сообществ в пользу государства. Сегодня проект соответствующего постановления Пленума Верховного суда обсуждали представители судейского сообщества, Минюста, Генпрокуратуры, Следственного комитета и других силовых ведомств. Кроме того, силовики пытались понять, следует ли судьям устанавливать положение участника ОПС в преступной иерархии.
В документе, который по сути является разъяснением для судей о том, как применять статью 210 УК (организация или участие в преступном сообществе), предлагается принудительно и безвозмездно обращать в собственность государства «деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения указанного преступления и любые доходы от этого имущества» за исключением имущества и доходов, которые подлежат возвращению законному владельцу. По мнению судей, конфисковывать следует деньги, ценности и иное имущество, в которое были преобразованы преступные доходы. Речь также идет о средствах, использованных или предназначенных для финансирования терроризма, организованной преступной группы и незаконного вооруженного формирования.
Как сообщил присутствующим один из разработчиков проекта, судья Верховного суда Владимир Дорошков, в настоящее время наблюдается рост числа осужденных за организацию и участие в преступном сообществе. «Так, если в 2008 году судами по статье 210 УК были осуждены 98 человек, то в 2009 году на 70% больше — 164 гражданина», — сказал выступавший. «Это связано с более активной работой органов следствия в отношении лидеров и участников преступных группировок», — объяснил он корреспонденту BFM.ru.
Судьи Верховного суда также предлагают расширить понятие лиц, совершивших преступление в составе организованного сообщества «с использованием своего служебного положения». В одном из вариантов к этой группе предлагается отнести должностных лиц и госслужащих, в другом — также работников коммерческих структур и иных организаций. Например, системных администраторов, имеющих доступ к служебной информации, хранящейся в компьютерах, операторов сотовой связи, обладающих возможностью прослушивать и записывать переговоры клиентов, банковских служащих, сотрудников кадровой службы, служащих частных охранных или детективных организаций.
С этим предложением не согласился заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров. По его мнению, если проект постановления будет принят в таком виде, то «любого секретаря или оператора сотовой связи можно будет привлечь к уголовной ответственности». Это, считает прокурор, несправедливо.
О преступной иерархии и «ворах в законе»
Наиболее же жаркую дискуссию вызвало положение пленума, согласно которому «судам надлежит устанавливать» занимает ли обвиненный по статье 210 «высшее положение в преступной иерархии», а также выяснять, в чем конкретно выразились его действия по созданию либо руководству ОПС. Несмотря на то, что судьи и представители силовых ведомств старались избегать криминального жаргона, было ясно, что речь идет о так называемых «ворах в законе» и «авторитетах».
Владимир Дорошков объяснил BFM.ru, что при рассмотрении уголовных дел судьи не должны «руководствоваться только оперативными справками органов следствия». «Суд должен исходить из фактов, делая вывод о главенствующей роли организаторов ОПС на основании показаний свидетелей, заключений специалистов и результатов экспертиз», — сказал судья.
В тоже время Сабир Кехлеров считает, что предлагаемый вариант постановления Пленума, не внесет ясность в правоприменительную практику. «У Верховного суда есть председатель, у министерства — министр. Их положение определяется законодательством, А где мы найдем положение о преступной иерархии?!, — недоумевал он. — «Высший» ли он, «смотрящий», «бригадир». Тогда нам нужно признавать, что у преступного сообщества есть свои законы. Нельзя же до этого доходить!».
Присутствие на воровской сходке может грозить тюрьмой
Примечательно, что в разработанном документе судьи также предлагают установить уголовную ответственность за покушение на создание преступного сообщества, а также за «участие в собрании организаторов, лидеров и иных представителей организованных групп», когда на таком собрании обсуждались преступные планы ОПС. Иными словами, присутствие на воровской сходке может обернуться для его участника реальным сроком.
Правда и здесь не все выглядит так однозначно. Как отметил начальник управления по борьбе с оргпреступностью СК при МВД Игорь Цоколов, судебная практика пока «не знает ни одного осужденного за покушение на создание преступного сообществе».
В результате проект постановления пленума был отправлен на доработку редакционной комиссии. Ожидается, что в окончательной варианте он будет заслушан и принят в конце мая.