Совфед подготовил законопроект о запрете публикаций фото и видео с дронами
Лента новостей
Поправки введут штрафы до 500 тысяч рублей за публикацию таких материалов. Предусмотрено также лишение свободы на три года, если это рецидив. На Украине публикация фото и видео любых военных действий запрещена почти с начала СВО
В Совете Федерации подготовили законопроект о запрете публикаций фото и видео в соцсетях о прилетах дронов. Об этом ТАСС сообщил глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Сам проект пока не опубликован, о его положениях рассказал сам сенатор.
Поправками, по словам Клишаса, вводятся штрафы до 500 тысяч рублей в случае нарушения. Предусмотрено также лишение свободы на три года, в случае если нарушение было уже не первым. Запрещено будет публиковать не только материалы с атаками дронов и местами обстрелов. В тексте документа содержится также формулировка о «других военных сведениях».
Исключение сделают только для официальных материалов, которые распространяет Минобороны России. На практике это может означать полный запрет на публикацию всего, что не исходит от Минобороны, а также фактическую зачистку контента военных телеграм-каналов. Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Предложение, конечно, совершенно неудивительное. Мы видим ужесточение контроля над информационным полем. Много было в последние даже не полтора года, а раньше, поправок в законодательство, которые серьезно ужесточают ответственность за информационные публикации. Это шаг абсолютно в том же направлении. С другой стороны, конечно, эта мера не такая однозначная. В контексте, например, дронов не сокращаем ли мы возможности препятствовать терроризму, потому что масса историй была, когда дроны замечали как раз простые граждане. Поэтому эта мера, с одной стороны, абсолютно в информационном тренде, а, с другой стороны, мне кажется, что трезвый анализ, что действительно поможет СВО, а что, на самом деле, помешает СВО, может быть, не до конца был грамотно проведен. Это тоже, мы знаем, часть борьбы за контроль над информационным полем. Я тоже считаю, что с точки зрения грамотного управления медийным полем это будет большой ошибкой. Все-таки военкоры оказались достаточно специфической частью журналистского сообщества, и, наверное, у части Минобороны есть недовольство тем, что военкоры говорили о проблемах, которые там существуют. Но, с другой стороны, они все-таки повышали доверие к информации, которая идет с фронта. Это попытка администрировать по старинке: а давайте мы все запретим, оставим один канал, и вот тогда все ему поверят. Очевидно, что это не работает, это иллюзия простоты. Но я не исключаю, что кто-то, руководствуясь простыми схемами, такого рода законов будет добиваться».
Обоснованием для принятия законопроекта, как пояснили в Совфеде, будет необходимость исключить из медийного поля сведения, по которым можно судить «о дислокации и передислокации Вооруженных сил России, о военной инфраструктуре, критически важных объектах, позволяющих идентифицировать место их нахождения».
По словам сенатора Клишаса, санкции за такие нарушения будут аналогичны мерам ответственности, установленным за дискредитацию армии. Важно, что наказание предусмотрено за рецидив, отмечает военный адвокат Денис Кокшаров:
— В данном случае это может быть адекватной мерой, потому что все-таки они направлены на сохранение информации, которая составляет определенную тайну. Может быть, это какие-то расположения военных объектов и так далее, то есть она имеет ограниченный доступ. Существует даже приказ Федеральной службы безопасности, там достаточно широкий перечень военных объектов, военной инфраструктуры и так далее, который имеет как раз-таки информацию с ограниченным доступом, не составляющую государственную тайну, но все-таки направленную на сохранение информации в некотором ограниченном доступе.
— Если, например, кто-то снял, как дрон летит в Москве, за это будут три года давать?
— Здесь, во-первых, это распространение информации должно иметь рецидивирующий характер.
— Интересно, что Украина такие поправки ввела почти сразу после начала СВО.
— Видимо, это приобрело какой-то массовый характер в Российской Федерации, до этого, видимо, особого значения не придавали. А в данном случае, возможно, распространение такой информации влияет на обеспечение безопасности нашей территории и безопасности, может быть, военных объектов, гражданской инфраструктуры, объектов жизнедеятельности, критических объектов. Видимо, настало то время, когда все-таки наше государство решило более серьезно отнестись к этому и, соответственно, уже вводить более серьезную ответственность за распространение такой информации.
Решение о внесении в Госдуму законопроекта будет принято осенью после завершения консультаций, в том числе с новыми регионами, добавил Клишас.
На Украине аналогичный законопроект был введен в первые дни после начала СВО. После этого публикация фото и видео с обстрелами в украинском медиаполе фактически прекратилась. На фото- и видеоматериалах стали замазывать окружающие объекты, чтобы нельзя было определить, в каком месте велась съемка.