Reuters: «Газпром» впервые направил СПГ по Северному морскому пути
Лента новостей
Танкер «Великий Новгород» загрузился сжиженным природным газом в комплексе «Портовая» и находится в Баренцевом море. Куда именно он идет, пока неясно. Терминал «Газпром СПГ Портовая» мощностью 1,5 млн тонн в год был запущен в сентябре 2022 года и поставлял газ только в Турцию или Грецию
![](https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2023/08/22/tass_52790349.jpg)
«Газпром» впервые направил СПГ со своего завода на Балтике по Северному морскому пути. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на данные Refinitiv.
Танкер «Великий Новгород» загрузился сжиженным природным газом в комплексе «Портовая» 14 августа и по состоянию на 22 августа находится в Баренцевом море. Конечная точка маршрута пока не указана.
Терминал «Газпром СПГ Портовая» мощностью 1,5 млн тонн в год был запущен в сентябре 2022 года. С этого момента поставки СПГ с проекта шли только в Турцию или Грецию. Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
— У «Газпрома» есть среднетоннажный завод на Балтике, который обычно работал на Европу, соответственно, есть вариант поставки газа и азиатским потребителям. Судя по срокам, скорее всего, это Китай. В Китай российский газ поставляется с другого российского проекта уже давно, с «Ямал СПГ» компанией «Новатэк», и в том числе используется Северный морской путь. Обычно поставки на большое расстояние крупнотоннажного газа больших партий более рентабельны, поставки среднетоннажного газа менее рентабельны. Но я думаю, раз компания «Газпром» пошла на этот шаг, то, по расчетам, газ стоит достаточно, чтобы окупить данный маршрут. В перспективе я думаю, что роль Северного морского пути будет расти, когда по нему будет обеспечена круглогодичная навигация. Для этого надо использовать дополнительно ледоколы, в том числе атомные. Необходимо развитие инфраструктуры по этому пути, в том числе прибрежной.
— Есть ли все же риски, какие-то минусы такого пути?
— Поскольку российский СПГ в Европе не запрещен, то с той же самой станции «Портовая» в Балтийском море газпромовский СПГ среднетоннажный идет в Европу, в частности, например, в Грецию. Она находится ближе, поэтому этот путь удобнее использовать. Но не сегодня, так завтра импорт российского СПГ в Европе могут запретить, и тогда придется неизбежно искать альтернативы. Альтернатива — это азиатские рынки во главе с Китаем, возможно, и другие страны там тоже будут участвовать. Поэтому понятно, почему «Газпром» оборачивается на Северный морской путь. Путь долгий, путь сложный, связанный с ледовой обстановкой, чисто экономически рациональней было бы продолжать поставлять в Европу, но компания «Газпром» и в целом российский бизнес не могут не осознавать, что есть риски, что, например, можно проснуться завтра и узнать, что ЕС запретил импорт российского СПГ. Поэтому хочешь не хочешь, приходится искать другие варианты, даже если они связаны с необходимостью вложения в инфраструктуру, в ледоколы, необходимостью осваивать новые маршруты, новые механизмы торговли и так далее. Но мне кажется, это закономерный процесс в текущих обстоятельствах.
Ранее стало известно, что принадлежащая «Газпрому» «Газпромнефть» в августе отправила танкерную партию нафты из балтийского порта Усть-Луга в направлении Китая через Северный морской путь.
Рекомендуем:
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
Рекомендуем:
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)
![](https://s.bfm.ru/images/elements/more.png)