ЕС обсуждает выделение Украине 50 млрд евро помощи. Одобрят ли? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Накануне стартующего сегодня саммита лидеры стран — наиболее твердых союзников Киева активно уговаривали самих себя и партнеров поднапрячься и таки помочь Украине. Но, как они же признались, пока они не в состоянии разогнать собственное военное производство до требуемых Украиной объемов. Удастся ли на саммите прийти к консенсусу и раскошелиться?
Согласование финансовой помощи Украине и срочных поставок снарядов станут главной темой экстренного саммита ЕС 1 февраля. Речь может идти о сумме бюджетной помощи Украине в размере 50 млрд евро на ближайшие четыре года из общего бюджета ЕС. А также о выполнении решения Европейского совета в марте 2023 года о поставках Киеву миллиона артиллерийских снарядов в течение 12 месяцев. Какие решения могут быть приняты?
Накануне саммита, который может иметь решающее значение для Украины, лидеры стран из числа наиболее твердых союзников Киева активно уговаривали самих себя и партнеров поднапрячься и таки помочь Украине. А то если она падет, то Европа станет следующей жертвой агрессивной России. Такая примерно сейчас возобладала логика.
Инициативу решил взять на себя канцлер Германии Олаф Шольц, притом что именно ФРГ является сейчас главным спонсором Киева в Евросоюзе. А еще больше поднапрячься она пока не может. Шольц и присоединившиеся в нему лидеры Дании, Чехии, Эстонии и Нидерландов в открытом письме в газете Financial Times призвали другие страны ЕС активизировать усилия по обеспечению Украины необходимым оружием. Они констатируют, что ЕС уже «не выполнил» обязательств по поставке ВСУ миллиона артиллерийских снарядов к концу марта нынешнего года. Пока что поставлено лишь 300 тысяч снарядов. Соответственно, ставится задача увеличивать собственное военное производство в ЕС на долгосрочную перспективу, а пока поделиться с Киевом тем, что есть.
Министры обороны стран ЕС, собравшись накануне саммита, в этих целях предложили пополнить общеевропейский так называемый «Мирный фонд» (European Peace Facility — EPF) еще на 5 млрд евро. Из этих средств выплачивается компенсация странам-членам за их поставки вооружений Киеву на двусторонней основе, и деньги там уже кончились. Берлин предлагает изменить правила компенсации: вместо того чтобы возмещать расходы уже по факту поставок, перейти к предоплате, дабы тем самым стимулировать рост военного производства.
Что касается тех самых 50 млрд евро на четыре года для Украины, то окончательно вопрос не согласован. Все по-прежнему упирается в упорство Будапешта, который настаивает, чтобы каждый год ассигнования переутвержали по новой. Поскольку речь об общем бюджете ЕС, то требуется консенсус. И премьеру Орбану уже пригрозили из Брюсселя, что Венгрию могут лишить права голоса по данному вопросу из-за ее бесконечной обструкции. Также намекнули на возможные нешуточные последствия для экономики Венгрии, если она не выйдет из роли вечного оппортуниста. У Будапешта при этом свой интерес ценой 20 млрд евро, каковые Евросоюз должен ему еще по программе помощи времен пандемии, но которые были заморожены из-за нарушений Венгрией некоторых демократических норм, как их видят из Брюсселя.
При этом не все обсуждаемые 50 млрд станут безвозмездной помощью, часть предполагается предоставить в виде грантов, часть в виде кредитов. Новая программа придет на смену ныне действующей, согласно которой только на цели поддержания макроэкономической стабильности ЕС предоставил Киеву в прошлом году 18 млрд евро. Общий размер помощи ЕС Украине после начала военного конфликта уже достиг 85 млрд евро, из которых 40 млрд пошло на поддержку экономики, 27 млрд евро — на военную помощь и еще более 17 млрд евро на поддержку самих европейских стран, оказывающих помощь Украине, а также принимающих ее беженцев.
Если Венгрия и на саммите 1 февраля заблокирует выделение 50-миллиардной помощи, то у Брюсселя будет два основных варианта разрешения ситуации. Или пойти по пути предоставления двусторонней помощи отдельными странами-членами, что потребует в ряде ведущих стран одобрения национальными парламентами. Это может оказаться долго и трудно. Другой путь — это просто продлить ныне действующую программу на один год, выделив Украине по ней те же 18 млрд евро, которые были предоставлены в прошлом году.
Есть еще один вариант, чрезвычайный, согласно которому по инициативе либо одной трети стран — членов ЕС, либо Европейской комиссии страна, саботирующая решения Евросоюза, может быть отстранена от голосования по ключевым вопросам. Однако это решение должны поддержать все остальные страны, вето одной из них принять такое решение помешает.
Раньше Виктор Орбан мог в последнем случае рассчитывать на поддержку довольно близкой ему по взглядам правившей в Польше партии «Право и справедливость», однако после прошлогодних выборов там ситуация изменилась. Новый, гораздо более «проевропейский» премьер Дональд Туск может его не поддержать. Посему в интересах Орбана лучше не доводить до крайностей.
Судя по всему, уже намечается компромиссный вариант. На саммите лидеры Евросоюза могут договориться о том, чтобы ежегодно обсуждать процесс выполнения программы помощи Украине, приняв ее в целом на четыре года именно сейчас. Не переутверждать заново, что потребовало бы снова единогласного решения, а лишь обсуждать, что позволит той же Венгрии высказать вслух свои озабоченности и сохранить лицо. Евросоюз всегда отличался искусством компромисса, сколь бы циничным он ни казался со стороны.