16+
Понедельник, 29 апреля 2024
  • BRENT $ 88.58 / ₽ 8238
  • RTS1177.42
18 марта 2024, 13:56 Право

В России планируют создать цифровую платформу для конфискованной криптовалюты

Лента новостей

Инициатором предложения стал Минфин. Как его оценивают эксперты?

Фото: Dado Ruvic/Reuters

В России создадут государственную цифровую платформу по конфискации криптовалюты. Закон о регулировании обращения крипты могут принять в Госдуме уже в весеннюю сессию. Проработать этот вопрос Минфину поручил министр внутренних дел Владимир Колокольцев, пишет газета «Известия» со ссылкой на соответствующий документ.

Платформа будет создана для изъятия и хранения криптовалюты в рамках уголовных дел. Замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин поддержал эту идею. Он подчеркнул, что законодательный статус криптовалюты сегодня не определен, но складывается практика, когда она рассматривается как имущество.

В России сейчас нет единых реестров или баз данных с исчерпывающей информацией о владении такими активами. Криптовалюты чаще всего хранятся на так называемых холодных кошельках — флешках, на которых записаны учетные записи и сведения о ее остатках. Такое устройство можно изъять и поместить на хранение. В иных случаях хранения у следствия и суда возникают вопросы. Поэтому необходимость в создании такой платформы есть, хотя существуют и риски, говорит адвокат Георгий Сухов:

Георгий Сухов адвокат «Сложнее, когда речь идет об ином криптокошельке, который, например, находится в приложении на смартфоне. Или вообще, когда криптовалюта хранится на какой-то централизованной криптобирже, и тогда, по существу, она не находится в руках у ее пользователя, а она существует в виде учетной записи в информационной системе биржи. Тогда возникает вопрос у следствия и суда: а что с этим всем делать? В традиционном формате, который до сих пор используется, это, например, изъятие смартфона, осмотр его и протоколирование, какие там криптовалюты есть, и их арест по постановлению суда. Но это ничего не гарантирует. Доступ к криптовалютам может быть произведен с другого смартфона с установленным аналогичным приложением, если иной пользователь знает специальный пароль, который генерируется при создании данного криптокошелька, и тогда эти средства могут уйти. Поэтому платформа этот вопрос решает. То есть будет виртуальная площадка, подконтрольная государству, на которую можно будет записать остатки криптовалют, по сути, представляющие собой имущество, ценности, на которое может быть обращено изъятие. Эти все остатки виртуального имущества будут храниться на единой государственной площадке, а потом можно будет обменивать это на реальные рубли и обращать в доход государства. Или, к примеру, выплачивать потерпевшим, которые пострадали от совершенного преступления. В этом смысле такая площадка и упорядочит то, что уже лет пять-шесть и так существует. Конечно, могут быть определенные уязвимости, криптовалюты очень разные. Они существуют на базе различных блокчейнов и созданы по различным технологиям, разной степени анонимности, разной степени зашифрованности. Возникнет вопрос, как обеспечить единую площадку, на которой все это многообразие будет храниться нормальным образом. Затем нужен законный интерфейс обмена всего этого зоопарка на реальные денежные ценности, задача нетривиальная на самом деле. Но, опять же, здесь может речь идти о сохранности конфиденциальных данных пользователей, потому что, даже если лица совершили преступление, они все равно должны пользоваться режимом сохранности своей банковской, налоговой и личной тайны. Могут быть затронуты интересы и иных участников уголовного судопроизводства, к примеру, свидетелей».

Криптовалюты, по существу, в законодательстве не урегулированы по большей части из-за позиции Центробанка как регулятора финансовых рынков. Он не рассматривает крипту как платежное средство.

Участники рынка поддерживают эту инициативу. Но, по мнению основателя сервиса BitOK Дмитрия Мачихина, создание именно платформы избыточно.

— Как мне показалось, слишком громкое название для этой задачи, достаточно наличия безопасного кошелька, возможно, даже публичного, куда скапливаются все конфискованные, изъятые, арестованные активы, далее сбываются посредством торгов, так как это уже работает в других странах мира.

— ЦБ против оборота крипты внутри страны, соответственно, против каких-либо и законопроектов, в том числе и ее регулирования. Почему?

— Вообще не сюрприз на тему регулирования, я не знаю почему. Многие говорят, в том числе депутаты Госдумы, о том, что у криптовалюты нет правового статуса и она не регулируется. Дело в том, что недостаточно регулирования для оборота. Действительно, банковский регулятор против наличия неких правил этого оборота, потому что против самого оборота. Оборот предусматривает сделки купли-продажи, предусматривает использование рубля для таких сделок, поэтому регулятор отправляет рынок на международные площадки, где все это дело можно продавать и так далее. Хранение криптовалют в России, инвестиции в них каким-либо образом не запрещены. Запрещена всего лишь одна простая вещь — взаиморасчеты, потому что официальной валютой является рубль. И это касается не только криптовалют, но и всех подобных активов.

— Для участников рынка видите плюсы-минусы в этой инициативе?

— Абсолютно никаких. Это внутренняя техническая новость. Единственное, что такой формат может исключить злоупотребления, если сделать все по уму и прозрачно, то скорее хорошо, чем плохо.

Замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин допустил, что институциализация криптовалюты в российском законодательстве произойдет в течение этого года.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию