Айдентика общественных пространств: о ценности простоты
Лента новостей
Грамотно выстроенная айдентика места — простая, «земная», близкая любому человеку система визуальных и смысловых элементов. Ее понимание не требует какой-то специальной подготовки или знаний, но она формирует эмоциональную привязанность, которую мы называем любовью

Продолжая разговор об айдентике применительно к городской среде, директор по продукту компании CM International Александр Зальцман подчеркивает, что, по его наблюдениям, термин «айдентика» возникает, когда девелоперы и городские власти начинают воспринимать городскую среду как предмет конкуренции за покупателя и гостя. Носители городской айдентики — наиболее охватные средства коммуникации с пользователем и самые продолжительные по длительности контакта. Среди всех форм в городском пространстве носители городской айдентики вдобавок самые дешевые, напоминает эксперт.
«Под носителями городской айдентики мы обычно понимаем информационные носители: адресные таблички, информационные стенды и указатели, временные конструкции и ограждения. Созданные дизайнерами по брифу, они отражают пожелания заказчика — чтобы городское пространство выглядело современным или солидным, иногда — утонченным или даже «креативным». Таким образом, территориальный брендинг выстраивает образ места. Разработка новой айдентики часто позволяет показать городу, что он обновляется и стремится в будущее, а девелоперскому проекту — что он продуман до деталей в угоду покупателю», — поясняет Александр Зальцман.
Александр Зальцман директор по продукту компании CM International «В последнее время не так редко носителями айдентики становятся арт-объекты, они же инсталляции. Это крупные временные объекты, привлекающие внимание, например, к новому жилому кварталу, медицинскому центру, арт-пространству, туристической улице. Такие сооружения часто выполняются в том же формфакторе, цвете, материале, что и прочие носители айдентики, информационные конструкции и городская мебель, выступая единым «набором аксессуаров» городской среды. Особо крупные экземпляры арт-объектов вправе играть роль новых символов места, их образ становится частью образа города и начинает работать уже на экономику и продажи. Есть примеры таких объектов в разных масштабах: от теперь уже демонтированной «Большой глины № 4» возле Дома культуры «ГЭС-2» в Москве до инсталляций I Amsterdam в Амстердаме, надписи Hollywood над Лос-Анджелесом, статуи Свободы в Нью-Йорке. Брендовые строения становятся постоянными обитателями города, «продлеваются» до бесконечного срока, как Эйфелева башня, временно поставленная для привлечения внимания к Всемирной выставке в Париже около 140 лет назад. Сооружения, которые могут стать символами места и сохранить эту роль на долгие годы, — авторские работы, равно как и архитектурные объекты. Планируя объекты со сроком жизни в сотню лет и больше, городской заказчик и девелоперы вынуждены давать творческую свободу архитектору или художнику, заказывая индивидуальные проекты, созданные для конкретного места с учетом культурного слоя и особенностей пространства города».
При этом министр архитектуры и градостроительства Сахалинской области Алексей Ракитский настаивает: «Русская идентичность требует глубокого осмысления. Если архитектор не знает, как выразить духовные основы нашей культуры, пусть сделает проект простым. Простота — это ценность. Грамотное сочетание природных и городских элементов часто красивее «модных» решений. Достаточно вспомнить китчевую архитектуру 1990-2000-х, когда желание самовыразиться привело к дисгармонии, последствия которой расхлебываем до сих пор. Малые архитектурные формы заслуживают особого внимания, особенно в центре города. В отличие от крупных объектов их можно потрогать, ощутить. Это ответственнейшая задача архитектора».

Вправе ли мы в данном случае говорить о каких-то экономических эффектах, и если вправе, то о каких? По мнению эксперта, безусловно да. «Хорошая среда не только повышает комфорт, но и влияет на дух, созидательную энергию, настроение людей. И наоборот, экономический рост рождает достойную архитектуру, отражающую порядок и динамику жизни. Архитектура — не просто объект, а отражение дисциплины общества», — уверен Алексей Ракитский.
Алексей Ракитский министр архитектуры и градостроительства Сахалинской области «Вопрос, как именно можно добиться создания так называемого визуального кода территории — это ключевой вопрос для архитекторов, работающих на государственном уровне. Чтобы среда воспринималась органично, важно учитывать множество факторов: стабильность окружения, отсутствие диссонанса. Архитектура не должна «кричать». Можно ли создать единый дизайн-код? Да, если задать правила игры и наладить диалог между главным архитектором, застройщиками и властью. Например, на Сахалине мы создаем экополис с нуля, опираясь на результаты международного конкурса. Когда формируется новый кластер с сильной идеей, есть шанс сделать среду гармоничной. Так что еще раз: ответ — «да».
Более подробно о городской айдентике и ее влиянии на позиционирование и развитие отдельных территорий, городов и даже целых регионов Бизнес ФМ поговорила с соучредителем, председателем экспертного совета Агентства стратегического развития «Центр» Сергеем Георгиевским.
— Айдентика была всегда: гербы, флаги, к которым мы привыкли с детства, — все это часть того, что мы сегодня называем айдентикой. Но когда города стали конкурировать за жителей, туристов, инвесторов, базовых элементов стало уже недостаточно. Сейчас, в отличие от исторических символов, с помощью айдентики ведется коммуникация, формирующая бренд места, который привлекает туда людей. Все это способствует развитию новой городской экономики. Многие поселения в попытках «перезагрузиться» пошли по пути создания дизайн-кодов, логотипов, систем навигации и так далее. Очень часто айдентика решает нишевые задачи, когда создается более узкопрофильный бренд, например в сфере экологии, здоровья, традиционных ремесел и так далее. Такой подход выбирают малые, исторические города, места, обладающие выраженным культурным наследием или направленностью. Выстраивается простая, «земная», близкая любому человеку система визуальных и смысловых элементов, понимание которой не требует какой-то специальной подготовки или знаний, но которая при этом формирует эмоциональную привязку к месту.
— А есть объяснение, почему городская айдентика больше всего, ярче всего проявляется именно в общественных пространствах?
— Потому что любые потоки, которые генерирует город, чтобы привлечь или удержать людей, в первую очередь проходят через призму его общественных пространств. Таким образом, у конкретного элемента городской среды — например, у парка или исторического центра — может быть свой бренд, свой дизайн-код как часть общей айдентики. Просто интересные арт-объекты или малые архитектурные формы тоже часто выполняют подобные функции, но делают это менее системно, а следовательно, и не столь эффективно, как если бы они были частью коммуникационной стратегии бренда.
— Какие наиболее удачные и интересные примеры приходят вам на память?
— Один из самых известных в мире примеров — это Сан-Паулу, который с помощью яркой айдентики сумел создать мощный ассоциативный ряд с праздником, карнавалами и фестивалями, сформировал узнаваемый международно ориентированный бренд и привлек благодаря ему дополнительный туристический поток. На постсоветском пространстве можно отметить Минск, который разработал свою систему айдентики и успешно ее применяет, делая ставку в том числе на советский модернизм, который там прекрасно сохранился и стал частью уникального достояния. Один из отличных примеров в России — это Санкт-Петербург, город, обладающий высочайшей узнаваемостью и одним из самых высоких потенциалов культурного туризма в Европе. Но даже ему пришлось создать туристический бренд, потому что, несмотря на масштабные символы, связанные с дореволюционным и советским наследием, все равно потребовалось выстроить новую коммуникацию с пользователем. Аналогичную задачу решает и бренд «Лучший город Земли», который задал новую тональность восприятия Москвы туристами со всего мира. В российской практике есть кейсы создания брендов целых регионов. Например, Калужской области, которая таким образом решала задачу привлечь инвесторов и заложить основы для мощного кластерного развития экономики.
— То есть все-таки примеры, связанные с мегаполисами и крупными территориями…
— Нет-нет, айдентика создается и для небольших городов. Хороший пример — Сысерть, у нее один из ярчайших экобрендов, разработанных за последнее время. Еще можно вспомнить очень выразительный бренд Первоуральска. Почему-то именно на Урале идет мощный процесс перезагрузки региональной айдентики: все мы задумались о том, какую роль она может играть в урбанистике, когда Артемий Лебедев создал логотип Перми, вызвавший бурю эмоций (а именно это и должен делать бренд). Если говорить о конкретном общественном пространстве, то одним из первых, кто разработал свою айдентику, стал московский парк «Сокольники», который объявил открытый конкурс на создание новой визуальной коммуникационной стратегии своего бренда. Была поставлена задача наладить с его помощью правильное взаимодействие и с теми, кто регулярно посещал парк, и с новой аудиторией, которую он хотел привлечь. Через формирование единой визуально-смысловой системы у «Сокольников» получилось управлять впечатлениями людей, структурировать свои целевые группы, выстроить с ними новые отношения, которые способствовали решению задач территории. Есть примеры и в регионах. Парк «Черное озеро» в Татарстане тоже провел конкурс, создал единый бренд и полностью перезагрузил отношение к себе как к любимому, но устаревшему, немодному месту, став одним из самых культовых, привлекательных пространств, причем не только для местных жителей, но и для туристов, для молодежи. Или айдентика системы озер Кабан в Казани, которая сегодня известна всем. Кстати, очень часто именно парки выступают основной движущей силой разработки урбанистических брендов. Есть крупные объекты, которые действуют таким же образом. Центр «Казань Экспо» провел открытый конкурс на создание бренда, который охватывает весь комплекс и таким образом притягивает людей и одновременно решает задачу на трех уровнях: интерьер, экстерьер и диджитал.
— Как начинает развиваться территория непосредственно вокруг таких объектов, как меняется отношение жителей к району, словом, как можно продолжить предложение «айдентика — это, как правило, эффект…»?
— Создание правильного бренда даже не как правило, а всегда дает хороший эффект. Есть целый ряд разработок, позволяющих определить характерные признаки места, подобрать для них графическое выражение и сделать таким образом любую территорию более привлекательной. Так заявляется некий манифест, в котором отражено видение настоящего и будущего, способное менять восприятие, отношения с аудиторией, влиять на экономические показатели, тем самым приближая желаемые перспективы. Сохранять идентичность человека в масштабах большой территории или города-миллионника очень сложно. Есть теория, которая гласит, что каждый человек должен в первую очередь «присваивать» себе то маленькое место, где он находится, то, что он видит, осязает, чем пользуется, с чем взаимодействует каждый день. Отсюда и вытекает необходимость создания локального бренда для района, округа, а потом и целого города. Так проявляется субъектность человека на той территории, где он живет, а затем образуется идентичность, связь уже с большим образованием. То есть от малого к большему.
Если посмотреть на это еще и с коммерческой точки зрения, то становится понятно, почему большинство девелоперов стараются создать образ и бренд каждого отдельно взятого ЖК, продолжает собеседник Бизнес ФМ. «Отсюда и творческие образные названия, и графические обозначения комплексов, и характерные только для них малые архитектурные формы, скульптурные композиции. Все это — часть бренда, для того чтобы к нему испытывали эмоционально окрашенное, вовлеченное отношение, ассоциировали себя с ним, «присвоили» его себе. Так выстраивается неравнодушное отношение к окружающей среде: сначала ЖК, потом район, округ, город, регион — и вот уже целая страна», — резюмирует Сергей Георгиевский.
Рекомендуем:




Рекомендуем:


























