16+
Пятница, 19 декабря 2025
  • BRENT $ 60.46 / ₽ 4839
  • RTS1070.50
1 ноября 2025, 13:35 Общество

Почему в «черной пятнице» больше нет смысла?

Лента новостей

В этом году «черная пятница» официально начнется 28 ноября и продлится до воскресенья, 30-го. Маркетплейсы могут анонсировать скидки с 24-го. Однако сезонные распродажи уже не влияют, как раньше, на ажиотаж ни в торговых центрах, ни в онлайне, рассказали Бизнес ФМ эксперты

Фото: YURI KOCHETKOV/EPA/ТАСС

«Черная пятница» — главная распродажа года, которая проходит в конце ноября. Ее инструменты — классические маркетинговые способы стимуляции продаж на короткое время.

Бизнес ФМ поговорила с экспертами, и они убеждены, что традиционные цикличные пики продаж действительно сглаживаются, а кроме того, становится все меньше людей, которых можно зацепить этими пиками. О причинах тренда рассуждает вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин.

— Люди перешли к сберегательной модели потребления, то есть они смотрят заранее, что купить, чтобы не попасть на повышенный спрос. Многие видят, что скидки ненастоящие, то есть продавцы поднимают цены перед распродажами, потом их показательно опускают, и, конечно, недостаточность продвижения через маркетинг. Это ударяет по пикам, когда были большие распродажи, и все больше и больше сглаживаются сезоны массовых забегов по магазинам. С другой стороны, ретейлеры и торговые центры стараются все-таки эти пики использовать, продлить. Мы видим, что начинается раньше и оформление, и декорирование, новогоднее в том числе. Те же самые маркетплейсы, у которых бюджет гораздо выше на продвижение, на маркетинг, чем у торговых центров, тоже видят такой же тренд.

— Есть какие-то модели компенсации низкого отклика на «черную пятницу» у бизнеса?

— На самом деле, никаких новых инструментов тут не придумано. Используют все то же — это эмоциональные покупки, большие скидки, продвижение через соцсети. Если есть хорошая программа лояльности, индивидуальные рассылки, персональные, СМС-рассылки персонализированные и работа с различными мероприятиями, когда, например, организуются для детей какие-то представления.

С этим согласны и другие аналитики. Однако снижение интереса к ноябрьским распродажам — не только российский, а общемировой тренд, и сложился он в том числе из-за большей сегментации рынка. Говорит директор по маркетингу шопинг-сервиса BUYMI Мила Грошева.

— Мы раньше говорили о том, что есть массмаркет, мидл, премиум, люкс. Сейчас внутри каждого сегмента наблюдается еще большее разделение. Покупатель дает себе возможность выбрать то, что ему действительно нужно.

— Изначально вот эти вот распродажи осенние были связаны со сменой ассортимента, с освобождением складских помещений, верно?

— Такое происходило лет 20, 15 назад. Сейчас выпускают не по две коллекции в год, допустим, а по четыре. Все-таки вектор сменился к тому, чтобы покупателя зацепить лимитированностью. Вот уловка: то есть не скидок больше не будет, а этих вещей больше не будет.

В сети «М.Видео» подтверждают, что отношение покупателей к акциям стало более осознанным, но скептических настроений не разделяют. Рассказывает руководитель пресс-службы Анна Гусева:

Анна Гусева руководитель пресс-службы «М.Видео» «В конце октября и в ноябре традиционно наблюдается рост интереса покупателей к акциям и специальным предложениям. Этот период остается одним из самых активных с точки зрения роста онлайн- и офлайн-продаж. Покупатели активно пользуются предложениями, мы видим заметный рост трафика и числа заказов по сравнению с обычными неделями. Отношение покупателей к распродажам в целом за последние годы стало более осознанным, люди планируют покупки заранее, следят за динамикой цен и сравнивают предложения, выбирая выгодные варианты. Если говорить о тратах, то интерес к выгодным покупкам сохраняется, особенно в преддверии праздников, многие приобретают технику в подарок или обновляют гаджеты со скидкой. Поэтому явного спада интереса к распродажам и промпредложениям среди россиян мы не наблюдаем».

По данным исследования Superjob, в честное снижение цен во время ноябрьской распродажи верят только 13% опрошенных. Двое из троих респондентов считают «черную пятницу» скорее обманом покупателей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию