16+
Четверг, 18 декабря 2025
  • BRENT $ 60.13 / ₽ 4833
  • RTS1083.69
5 ноября 2025, 15:00 Компании

Офлайн-бизнес потерял 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов

Лента новостей

Такие данные привели в Центре финансовой аналитики Сбербанка. За год количество действующих торговых точек в непродовольственной рознице снизилось на 4%. Среди самых пострадавших от маркетплейсов отраслей называются одежда, электроника и детские товары

Фото: freepik.com

Офлайн-ретейл за два последних года потерял 20% потенциальных оборотов из-за маркетплейсов. К такому выводу пришли в Центре финансовой аналитики Сбербанка. Количество действующих торговых точек в непродовольственной рознице за год снизилось на 4%. Численность персонала уменьшилась, в наиболее пострадавших сегментах — в среднем на 10%.

Среди самых пострадавших от маркетплейсов отраслей называются одежда, электроника и детские товары. Со следующего года лимит по УСН снижается с 60 млн до 10 млн рублей. По идее, маркетплейсы лишаются своего главного конкурентного преимущества — дешевых товаров. Ожидать ли возрождения офлайн-ретейла? Комментирует вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин:

Павел Люлин вице-президент Союза торговых центров «Очень странно, как они считают потенциальные обороты. В чем-то можно согласиться, потому что за прошедший год, по моим данным, физическая розница потеряла около 10% оборота. Понятно, что в основном это фешен-ретейл, электроника, которые в большей степени ушли на онлайн и маркетплейс, тем не менее это достаточно много. Да, основная причина — маркетплейсы, но есть другие факторы. Например, переход к стратегии экономии людей, они больше покупают базовые вещи, более дешевые товары, это сильно ударяет по физической рознице в том числе. Насчет того, что маркетплейсы сдуются в следующем году, сложно сказать, хотя я вижу, что они перешли уже к стадии операционной эффективности. Если раньше они захватывали рынок, инвестировали в том числе в скидки, в развитие сети ПВЗ, в рекламу, то сейчас мы видим, что доставка становится платной, у них опять растут расходы, и они их перекладывают на селлеров. Но селлеры перекладывают это на покупателей. С другой стороны, мы видим, что принят закон о регулировании платформенной экономики, но в слабом режиме, поздно принят, поэтому я не думаю, что маркетплейсы будут себя чувствовать плохо. Я думаю, что в первую очередь ретейлеры будут развивать собственные онлайн-каналы, доставку, в том числе из магазинов, развивать синергию между физической розницей и своими онлайн-каналами. Им тоже тяжело работать с маркетплейсами, там очень маленькая маржа, и они выживают только за счет объемов».

В непродовольственной рознице доля маркетплейсов за два года выросла с 18% до 32%. Влияние маркетплейсов здесь неравномерно. Самый заметный рост маркетплейсов наблюдается в одежде, бытовой технике и товарах для дома. В товарах для строительства и ремонта на маркетплейсы приходится около четверти продаж. Говорит генеральный директор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:

– История про снижение лимита по УСН коснется не только онлайн-торговли, но и офлайн-торговли, поэтому значимого перетока не ожидал. Во-вторых, надо отметить, что фактически это приведет к сокращению неэффективно торгующих продавцов как в офлайне, так в онлайне среди малого бизнеса, рынок будет укрупняться. Аналитики говорят про то, что офлайн-торговля падает за счет роста маркетплейсов, это не совсем так, потому что большинство крупных брендов активно развивают свои продажи как через собственный интернет-магазин, так и через маркетплейс. Если мы берем крупный фешен-бренд, он не теряет и не приобретает, у него просто-напросто идет переток продаж из одного канала на другой. И вместо того, чтобы платить торговым центрам, они платят маркетплейсам за реализацию товара и за обеспечение доступа к этому товару.

— Мы ведь понимаем, что импульсивного развития маркетплейсов уже нет.

— Привычка к онлайну сформирована очень сильно, в офлайне ты можешь легко переложить 5% НДС на покупателя, особенно если мы говорим про малые города. У тебя есть один магазин на ближайшие несколько километров, ты можешь поднять цену и все. На маркетплейсах в силу как раз наличия рынка, абсолютной конкуренции, то есть когда ты любой товар можешь сравнить с соседним товаром-аналогом либо сравнить между маркетплейсами и так далее, поднимать цену практически невозможно. Поэтому я думаю, что удар скорее придется не на онлайн-торговлю, а на офлайн-торговлю с точки зрения эффекта от НДС. Совокупная доля маркетплейсов в торговле в среднем раньше была 18%, сейчас — 35%. Я думаю, что аналитик имел в виду в первую очередь то, что фактически маркетплейсы каннибализировали розницу примерно на 20%.

Российский рынок торговой недвижимости остается одним из наиболее развитых в Европе — уровень обеспеченности торговой площадью (то есть соотношение квадратных метров на тысячу жителей) сопоставим с показателями крупных европейских столиц. Первое место занимает даже не Москва, а Самара — с показателем 792 квадратных метра на тысячу жителей. В этом она уступает только Братиславе, у которой 885 метров на тысячу жителей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию