Девятиклассники, провалившие ОГЭ, смогут бесплатно получить рабочую специальность
Лента новостей
Региональные власти смогут оказывать таким ученикам господдержку, например, через финансирование обучения или предоставление дополнительных условий. Перечень профессий и организаций, где будет проходить обучение, также определят власти регионов. Какие нюансы увидели в этой инициативе эксперты?

Для тех, кто не смог после девятого класса сдать экзамены по русскому и математике, входящие в ОГЭ, а значит, не освоил программу средней школы, теперь открыта дорога в профобучение. До этого колледжи не могли зачислять студентов без школьного аттестата. И те на год, до следующей пересдачи, оставались в подвешенном состоянии. Теперь после годичного обучения специальности дети, по мысли законодателей, смогут вернуться к сдаче школьных экзаменов и получить рабочую специальность или специальность служащего, а также квалификационный разряд от первого до четвертого. Перечень учебных заведений и специальностей для таких детей будут определять регионы. На фоне дефицита рабочих кадров в провинции выглядит идея логично.
Число детей, не сдавших ОГЭ после девятого класса, ежегодно составляет от 30 тысяч до 50 тысяч человек. Но возникают вопросы. Во-первых, регионам дано право финансировать обучение таких детей, это вовсе не обязанность. На фоне хронического недофинансирования регионами 70% своих колледжей даже по стандартным программам и даже в том объеме контрольных цифр приема, который регионы сами заказывают колледжам, желание и силы местных властей спонсировать отдельный набор из числа отстающих школьников выглядит сомнительно.
Программы профобучения рабочим специальностям рассчитаны на год и менее. После этого срока подростку выдадут свидетельство о специальности, с которым можно искать работу. Но ему будет сложно трудоустроиться, отмечает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
Ирина Абанкина профессор Института образования НИУ ВШЭ «Речь идет о годичной, наверное, программе. Если эти ребята будут выпускаться, им лет будет очень мало, у нас очень большие ограничения в Трудовом кодексе, сопряженные с международными ограничениями, поскольку Международная организация труда вводит очень много ограничений для трудоустройства и работы до 18 лет. Даже несовершеннолетнего помощника машиниста не может быть. Это связано с гражданской ответственностью, со многими другими аспектами. Поэтому есть ограничения в трудоустройстве до 18 лет».
Есть также риски того, что на почве недофинансирования обучение будет некачественным. И тогда сами подростки не станут идти этим путем, считает ведущий эксперт Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук, руководитель проектного офиса «Обучение служением» НИЯУ МИФИ Яков Якубович:
Яков Якубович ведущий эксперт Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук, руководитель проектного офиса «Обучение служением» НИЯУ МИФИ «Существует риск создания некого образовательного гетто, я бы это так назвал. Главная опасность заключается в том, что вместо качественного профессионального образования будет создана формальная камера хранения для проблемных подростков. То есть, если программы профессионального обучения будут недофинансированы, если подростки будут проходить эти программы формально, то есть не будет, например, внедрена система наставничества на таких профессиях и не будет обеспечено сопровождаемое трудоустройство подростков, которые не сдали ОГЭ, все это может превратиться в формальность. И конечно, пресловутая стигматизация, когда само поступление на программу такого профессионального обучения будет восприниматься так, что ты неудачник».
Однако все эксперты признают, что сама идея удачна. Главная цель закона очень здравая — сократить число подростков, которые «выпадают» из системы образования, дать им шанс получить профессию и быстрее начать трудовую жизнь. А нюансы можно доработать.
Закон вступит в силу 1 января 2026 года. Основной период ЕГЭ и ОГЭ в этом учебном году начнется не ранее 1 июня, заявил Рособрнадзор.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























