В театре «Шалом» — премьера спектакля «Последние» по пьесе Максима Горького
Лента новостей
Худрук театра Олег Липовецкий представляет зрителям историю одной семьи, переживающей глубокий внутренний распад, и исследует тему природы зла. На предпоказе побывала обозреватель Бизнес ФМ

В центре повествования пьесы Максима Горького «Последние» — семья Коломийцевых во главе с бывшим начальником полиции Иваном, для которого собственное благополучие всегда было превыше всего. Он был взяточником, игроком, пьяницей и бабником. Но утратил свой пост и вместе с женой и пятью детьми переехал в дом брата Якова. Не видя перед собой примера любви, дети оказались неспособны на нее. Старший сын Александр стал копией отца. А младший Петр, мучительно осознавая порочность родителя, пытается утопить душевную боль в вине. Дочерей — ирония автора пьесы — зовут Вера, Надежда, Любовь, но как раз этих добродетелей в доме никогда не было. Вера и Надя унаследовали расчетливый эгоизм отца, а Люба зла на весь мир. Отец — специально или нечаянно — уронил ее в детстве, и теперь она горбатая. Брат Ивана Яков — единственный, кто сохраняет человечность и способность любить.
Это первая постановка по русской классике в репертуаре театра «Шалом». Но эта пьеса как нельзя лучше встраивается в общую парадигму, говорит худрук театра, режиссер и художник-сценограф спектакля Олег Липовецкий:
Олег Липовецкий худрук театра «Шалом» «В Торе есть тексты о семье, об ответственности родителей перед детьми и о том, должны ли дети отвечать за дела родителей. Пьеса «Последние» о болезненных отношениях в семье, о созависимостях, о бунтах, о разрывах и как раз об ответственности родителей перед детьми. Это очень еврейская пьеса, потому что поднимается одинаковая проблематика. А вообще, мне кажется, в театре «Шалом» может идти любая пьеса, которая соответствует нашей миссии. Мне кажется, еврейский народ отличается эмпатией, хотя все хорошие люди эмпатичные. Мне было важно, чтобы все актеры любили своих персонажей, хотя там очень много нехороших людей. Есть такая книга — «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме», вот хотелось понять, как хорошие люди становятся плохими, почему они совершают ужасные поступки».
Действие спектакля происходит на вращающейся круглой платформе — метафора времени и цикличности истории. В этот круг вписан квадрат — символ невозможности вырваться из этого цикла. Хореография спектакля — это отдельный язык: действия героев — резкие, ломаные, порывистые — передают глубину душевных метаний, страх и отчаянные попытки освободиться от невидимых оков.
«Последние» — размышление о том, способно ли молодое поколение разорвать порочный круг, унаследованный от предков, или оно обречено повторять их судьбу. Продолжает актер Дмитрий Цурский, который играет главу семейства Ивана Коломийцева:
Дмитрий Цурский актер «Даже самые отрицательные персонажи, наверное, как-то договариваются со своей совестью. Возьмем моего персонажа. Я думаю, что он договаривался ради своей семьи, ради своих детей. Особенно сейчас, когда он остается без работы. Единственное, что у него осталось, — это, собственно, его дети, его жена. Порой он даже от них хочет какого-то ответа. «Но я же для вас старался! Вот я зарабатывал, устраивал вас в частные школы, покупал какие-то вещи. А вот сейчас я вам не нужен?» В этом доме есть две коалиции: есть дети, которым было ужасно комфортно с тем папой, который воровал и приносил доход, а есть дети, которые начинают задавать вопросы. Жена начинает задаваться вопросами, как она могла все это допустить».
В конце истории — закономерный крах этого рода, обреченного исчезнуть. Олегу Липовецкому финал Горького не нравится, но, по его словам, завершить эту историю оптимистично не получалось. Поэтому все осталось так, как написано у Горького: выход из порочного круга, к сожалению, только один. И это смерть.
Рекомендуем:




Рекомендуем:


























