Банки и маркетплейсы продолжают обмениваться выпадами и спорить о скидках
Лента новостей
Несколько банков написали письма в Госдуму и правительство, предлагая запретить маркетплейсам инвестиции в скидки. Позже уточнили, что считают дисконты допустимыми, если они не привязаны к оплате картами определенных банков. Маркетплейсы отвечают довольно резко, сравнивая поведение банков с циничным уничтожением конкурентов и прогнозируя рост цен

Конфликт крупнейших банков с маркетплейсами вышел в публичную плоскость несколько дней назад, когда глава Сбербанка Герман Греф обвинил цифровые платформы в недобросовестной конкуренции и недоплате налогов на 1,5 трлн рублей. А спустя еще пару дней стало известно, что пять крупнейших банков (кроме «Сбера» это ВТБ, Альфа-банк, Т-Банк и Совкомбанк) направили письмо спикеру Госдумы Вячеславу Володину. А также, как пишут «Ведомости», в ЦБ, правительство, Совфед и администрацию президента.
В письме Володину было два основных предложения. Первое из них — что цена товара на маркетплейсах должна быть одинаковой вне зависимости от того, картой какого банка человек оплачивает покупку. Сейчас покупатели могут использовать карты или сервисы маркетплейсов, например Ozon-карту, «Яндекс Пэй» или кошелек Wildberries. И в таком случае разница с оплатой другими картами может составлять от одного рубля до нескольких сотен рублей.
Позже банки передали в редакцию Бизнес ФМ совместное заявление, чтобы прояснить, что имеют в виду. Его суть: кредитные организации не против скидок, но без привязки к тому, какая карта используется. О позиции банков рассказывает старший управляющий директор Совкомбанка Анна Камбулова:
Анна Камбулова старший управляющий директор Совкомбанка «Получение скидки не должно зависеть от платежного инструмента. Если вы приходите в магазин, там нет скидок в зависимости от того, картой какого банка вы платите. Почему такая разница есть на маркетплейсах? Мы выступаем за то, чтобы у всех клиентов любых банков были равные возможности».
В письме банков Володину было и другое важное предложение — запретить цифровым платформам вкладывать средства в снижение цен товаров. Как в виде прямых скидок, так и в виде бонусных программ и маркетинговых субсидий. Исключение предлагалось сделать только для собственных товаров маркетплейсов и социально значимых категорий. Об этой идее в совместном комментарии банкиров ничего не сказано.
Основатель Wildberries Татьяна Ким считает, что банки преследуют единственную цель — «цинично уничтожить конкурентов. Приведет это только к разгону инфляции». Как сказала Ким РБК, «многие банки пытались сделать маркетплейсы, но у них не получилось», и за это они наказывают Ozon и Wildberries, а самое главное — миллионы потребителей.
В пресс-службе Объединенной компании Wildberries & Russ заявили Бизнес ФМ, что истинная цель крупных банков, лоббирующих запрет скидок, нерыночным путем ограничить развитие банков маркетплейсов и самих платформ. От запрета скидок пострадают миллионы потребителей по всей России, для которых товары станут дороже. Кроме этого, запрет скидок приведет к негативным долгосрочным последствиям для российской экономики, бизнеса и разгону инфляции.
Что касается приведенного в письме международного опыта, авторы письма сознательно игнорируют контекст и манипулируют фактами, отметили в пресс-службе. В ЕС регулирование направлено против транснациональных американских и китайских компаний и не затрагивает национальных европейских игроков. В Турции аналогичная ситуация: регулирование направлено против Amazon в защиту турецких игроков. При этом во многих странах эффективность жесткого регулирования цен на платформах уже поставлена под сомнение, поскольку оно привело к ухудшению пользовательского опыта для граждан.
Вот что Бизнес ФМ заявила директор по бизнес-коммуникациям Ozon Мария Заикина:
Мария Заикина директор по бизнес-коммуникациям Ozon «Предложение, озвученное пятью банками, к сожалению, станет причиной повышения цен для 85 млн россиян. Прежде всего это критично для малых городов и сел. Там проживают более 50 млн человек, и, конечно, вне онлайна там крайне невысокая доступность товаров. Также отмечу, что скидки, бонусы, кешбэки и программы лояльности — это тот самый инструмент, который крайне активно используют банки. Непонятно, почему нужно запретить его маркетплейсам и таким образом ухудшить жизнь десяткам миллионов жителей страны».
Банки, аффилированные с маркетплейсами, активно растут. За первое полугодие выручка финтех-сегмента Ozon, то есть именно банка, увеличилась более чем в 2,5 раза в годовом выражении и превысила 83 млрд рублей. Создавая свои банки и предлагая пользователям дополнительные скидки, маркетплейсы юридически ничего не нарушают. Но можно предположить, что заставить крупнейшие банки объединиться вокруг одной позиции, что случается довольно редко, могли только значительные экономические потери. В чем они состоят, рассуждает колумнист BFM.ru Семен Новопрудский:
Семен Новопрудский независимый эксперт, колумнист делового портала BFM.ru «Желая естественным образом развить свой бизнес, маркетплейсы стали вводить специальные дополнительные скидки, если ты покупаешь товар картой банка, принадлежащего маркетплейсу. И это стало подрывать в некотором смысле программы лояльности, кешбэки классических банков, потому что вся логика программ банковских кешбэков и программ лояльности основана на том, что если вы платите за товары в определенных категориях, вы получаете либо какие-то скидки на товары у партнеров этих банков, либо вы получаете кешбэк за то, что вы тратите определенную сумму денег. Тут выяснилось, что карты банков самих маркетплейсов в этом отношении становятся гораздо выгоднее для клиентов банка. С другой стороны, сама эта коллизия сейчас стала довольно острой в силу того, что карточный бизнес банков, который вообще бурно развивался, начал замедляться с прошлого года, в России падают как лимиты по кредитным картам, так и темпы роста оформления новых карт, в том числе кредитных, то есть карточный бизнес в банках переживает спад. И это тоже спровоцировало такую реакцию банков».
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже высказалась по теме несколько дней назад, согласившись, что скидки, которые маркетплейсы дают при оплате карточками их банков, это «не совсем справедливая конкуренция». Она призвала всех участников рынка продолжить обсуждение и найти оптимальный вариант.
На этом фоне глава Минфина Антон Силуанов заявил, что некоторые компании на маркетплейсах не в полном объеме соблюдают налоговое законодательство. Минфин и Федеральная налоговая служба прорабатывают соответствующие меры, добавил он.
Рекомендуем:




Рекомендуем:


























