16+
Суббота, 13 декабря 2025
  • BRENT $ 61.22 / ₽ 4881
  • RTS1082.41
4 декабря 2025, 14:22 Право

Российский дистрибьютор ответит за уход иностранной IT-компании из РФ

Лента новостей

Верховный суд перераспределил ответственность производителя и продавца иностранного софта. После того как в 2022 году компания HP ушла из России, один из покупателей подал иск на продавца — дистрибьютора HP — и потребовал вернуть деньги за неиспользованный период сертификатов. Арбитражные суды трех инстанций отклонили эти требования, но Верховный суд решил иначе

Верховный суд России.
Верховный суд России. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Верховный суд вынес прецедентное решение и перераспределил ответственность производителя и продавца иностранного софта. Речь о сертификатах на техподдержку программных продуктов НP. После того как в 2022 году компания ушла из России, один из покупателей подал иск на продавца — дистрибьютора HP — и потребовал вернуть деньги за неиспользованный период сертификатов.

Арбитражные суды трех инстанций отклонили эти требования, посчитав, что прекращение поддержки находится вне сферы ответственности продавца. Однако Верховный суд решил иначе: и теперь российский продавец американских сертификатов должен вернуть часть денег покупателю как за некачественный товар.

По мнению юриста в сфере IT Максима Школьника, высшая инстанция лишь исправила то, что изначально проигнорировали суды, а именно требования Гражданского кодекса:

Максим Школьник юрист в сфере IT «Позиция Верховного суда выглядит логичной и юридически правильной. Если мы говорим о том, что было раньше, то позиция нижестоящих судов была очень простая. Дистрибьюторы раньше говорили о том, что они служат всего лишь передатчиком, то есть выступают третьей стороной, которая просто передает товар, услугу или лицензию, но не несет ответственности за то, что данный товар работает нестабильно, к примеру, или, наоборот, полностью не соответствует. В данном случае ответственность должен был нести вендор, и в бытовом плане это выглядит вполне логично. Но если прямо присмотреться к 403-й статье ГК РФ, там прямо указано, что тот, кто поставил, в данном случае дистрибьютор, несет ответственность перед заказчиком. Договор заключен между двумя юрлицами, соответственно, ответственность по договору несет заказчик и несет дистрибьютор. Дистрибьютор в дальнейшем может взыскать какие-либо убытки или ущербы через суд с вендора, но это уже его проблема, то, что компания ушла с российского рынка».

Кроме того, подобные решения уменьшают вероятность случаев, когда российская компания-поставщик снимает с себя ответственность и бросает клиента один на один с проблемой, отмечают некоторые эксперты. Однако есть и те, кто не согласен с позицией Верховного суда. По их мнению, после активации сертификата между конечным пользователем и правообладателем устанавливаются самостоятельные отношения.

Впрочем, все зависит от изначальных письменных договоренностей дистрибьютора и поставщика, объясняет основатель Future Legal и член Ассоциации юристов России Павел Катков:

Павел КатковПавел Катков основатель Future Legal, член Ассоциации юристов России, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций«Решение судов по таким делам будет зависеть от двух вещей. Первая — как выглядел договор между конечным потребителем и дистрибьютором. Если договор линейный, то есть дистрибьютор отвечает за все и дальше регрессное требование может направлять к правообладателю софта, то так и должно быть, к сожалению. А в случае, если договор будет иметь агентский характер, отношения возникают напрямую между пользователем и правообладателем софта, а дистрибьютор лишь некий агент, то суды должны выносить решение, где конечным ответственным будет являться правообладатель, а не дистрибьютор-посредник».

Так или иначе выводы Верховного суда могут поставить IT-поставщиков в невыгодное положение. И потенциально это может вообще привести к отказу от использования сертификатной модели предоставления технической поддержки.

Станет ли «дело об НР» сигналом для аналогичных споров, пока сказать трудно, но скоро Верховный суд рассмотрит еще одну похожую жалобу. Речь об IT-холдинге Т1, лишившемся в 2022 году техподдержки американской компании Dell. Процесс запланирован на 17 декабря.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию