16+
Вторник, 20 января 2026
  • BRENT $ 64.14 / ₽ 4988
  • RTS1107.34
20 января 2026, 13:02 ФинансыМакроэкономика

Остров раздора: почему атака Трампа на Гренландию становится главной угрозой для мировой экономики. Комментарий Семена Новопрудского

Трамп грозится ввести пошлины против ряда стран, если ему не продадут Гренландию

Лента новостей

Атакой на Гренландию и пошлинами против стран ЕС вместе с угрозой пошлин торговым партнерам Ирана Дональд Трамп создает разломы по всем основным линиям мировой торговли, считает колумнист

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Привычка президента США Дональда Трампа считать политику чередой сделок, условия которых можно менять в любой момент, и логика девелопера, который, кажется, на полном серьезе измеряет величие Америки в квадратных километрах чужой территории, становятся не только глобальной политической, но и экономической угрозой. Ситуация вокруг гигантского острова Гренландия с крошечным населением в 55 тысяч человек может иметь для мировой экономики гораздо более тяжелые и опасные последствия, чем российско-украинский конфликт, возможное силовое вмешательство Штатов в Иране, не говоря уже о точечной спецоперации в Венесуэле.

Дональд Трамп в своей социальной сети Truth Social объявил о намерении ввести с 1 февраля 2026 года дополнительные пошлины на все товары из Дании, Норвегии, Швеции, Франции, Германии, Великобритании, Нидерландов и Финляндии до тех пор, пока Дания не продаст США Гренландию. С 1 июня 2026 года Трамп угрожает увеличить эти дополнительные пошлины до 25%. В своем посте президент США обвинил Россию и Китай в желании заполучить Гренландию и напомнил, что Штаты пытаются провести такую сделку уже 150 лет (сущая правда, только не все американские президенты занимались этим с таким маниакальным рвением, как нынешний).

До этого Трамп потребовал вывести с острова войска Дании (хотя США и Дания члены блока НАТО, и у самих Штатов есть военная база в Гренландии). А журналист PBS NewsHour Ник Шифрин в сети Х опубликовал послание Трампа премьер-министру Норвегии Йонасу Гару Стере, где американский лидер открытым текстом заявляет, что «больше не чувствует обязательства думать исключительно о мире», после того как Норвегия отказалась дать ему Нобелевскую премию мира в 2025 году. Норвежский премьер подтвердил факт получения такого письма.

То есть Трамп фактически признал, что главный мотив атаки на Гренландию и союзников США по НАТО — личная обида. Проблема даже не в самой угрозе Трампа ввести пошлины против европейских союзников (уже бывших?): мало ли кому президент США угрожал дополнительными тарифными санкциями и очень часто как бы «забывал» об этих ультиматумах. К этому мир уже привык. Проблема в том, что Трамп не просто взрывает и без того дышащий на ладан мировой экономический порядок (про политический мы вообще молчим) каждый день разными способами, но и постоянно сеет реальный хаос. Этот «капитализм угроз» не дает никому даже пытаться начать формировать какие-то правила.

Понятно, что даже если Трампу вслед за медалью Нобелевской премии мира отдадут или продадут Гренландию, он вряд ли на этом успокоится. Присоединив Гренландию, чья площадь превышает два млн квадратных километров при населении 55 тысяч человек, Трамп уже сделает США второй страной в мире по территории. А дальше запросто может вспомнить о своей идее сделать американским Штатом Канаду — страну, которая как раз сейчас занимает второе место в мире вслед за Россией по площади. Присоединив Канаду, Трамп может сделать США самой большой страной в мире. Чем не стимул для человека, который считает себя хозяином мира в буквальном смысле, а величие измеряет в деньгах и квадратных километрах недвижимости. Для него весь мир — деньги, редкоземельные металлы и элитная недвижка. Сектор Газа — возможность построить аналог своего Мар-а-Лаго. Местные жители и вообще любые люди в эти расчеты никогда не входят.

Угроза пошлин против стран ЕС — прямой подрыв находящейся в стадии ратификации торговой сделки с Евросоюзом. Угроза пошлин против Великобритании прямо противоречит условиям уже заключенной в прошлой году торговой сделки США с Соединенным Королевством. До этого Трамп обещал ввести 25-процентные пошлины против всех торговых партнеров Ирана. Один из главных — Китай. А с Китаем у США очень хрупкое временное торговое перемирие и пока нет никаких внятных параметров полноценной торговой сделки. Едва ли такие шаги убедят Китай в том, что с Трампом можно иметь дело и заключать сделки.

Президент США одновременно разрушает политические, экономические, моральные, торговые и географические границы. Ведущая экономика мира, одна из двух ведущих ядерных держав планеты, страна главной мировой валюты ведет себя в том числе в экономической политике как разбушевавшийся наркоман.

Теперь многое будет зависеть от реакции Китая, Канады (которая запросто может стать следующей жертвой Трампа после Гренландии), Великобритании и Евросоюза. Смогут ли эти реальные или потенциальные центры силы объединить свои усилия хотя бы тактически, чтобы сохранить минимальные правила глобальной торговли? Будет ли тот же Евросоюз добиваться не только военно-политической, но и максимальной экономической независимости от США? Будет ли Европа искать сближения с Китаем в торгово-экономических отношениях для противостояния Америке? Или просто предпочтет жить еще три года оставшегося законного президентства Трампа как на вулкане в ожидании, что следующий президент Штатов окажется хоть немного адекватнее.

Для России такая экономическая политика Трампа тоже может иметь широкий спектр непредсказуемых последствий. В частности, по условиям торговой сделки с Евросоюзом США собирались поставить за три года в Европу энергоносители на невероятную сумму 750 млрд долларов. И даже особо не скрывали, что собираются заместить на европейском газовом рынке Россию. Будет ли Европа, если начнется полноценная торговая война с Америкой, выполнять условия дорожной карты по отказу от российских энергоносителей в 2027 году или отложит ее исполнение? Как торговый партнер Россия точно надежнее нынешних Штатов.

Атака Трампа на Гренландию и угрозы торговой войны с ближайшими союзниками США по НАТО (если они реализуются, в чем тоже нет никакой уверенности) могут подорвать мировую торговлю сильнее любых других факторов. Трамп очень любит сделки, но явно не считает необходимостью их исполнять.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию